Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль счетной палаты рф

Что такое Счетная палата России в 2021 году

Если вам задать вопрос: «Что такое Счетная палата?», наверное, вы ответите один из предложенных вариантов:

  • орган, где что-то считают;
  • п остоянно находят какие-то нарушения;
  • счётка;
  • Кудрин, Голикова, Степашин;
  • они проверяют что-то;
  • не знаю .

К сожалению, четкие ассоциации в обществе по этому понятию или органу не сложились.

В 2020 году Счетная палата России работает над формированием своего позиционирования и узнаваемости в обществе. Для этого повысилась активность органа аудита в соцсетях, обновлен логотип и сайт.

Какие задачи решает в закупках

Обозначения контроля СП по тексту Закона о закупках нет. Поэтому вопрос о ее полномочиях в отношении категорий заказчиков по данному акту некоторое время вызывал разногласия. В действующей формулировке ст. 5 № 41-ФЗ эксперты однозначно признают правомочность осуществления Счетной палатой проверок тех закупок по 223-ФЗ, на проведение которых заказчику были выделены бюджетные средства.

Аудит по 44-ФЗ (ЗКС) прописан специальной статьей (ст. 98). В ней же конкретно обозначено наименование СП. Приведен перечень других органов аудита (ОА) в сфере закупок. В пределах своих полномочий все они проводят:

  • анализ;
  • оценку результатов;
  • реализацию целей осуществления на основании ст. 13.

Для реализации данных целей закон предписывает Счетной палате и ОА осуществлять деятельность:

  • экспертную;
  • аналитическую;
  • информационную.

Методы, которые позволено применять Счетной палате и органам аудита в такой работе:

  1. Проверка, анализ и оценка законности.
  2. Подтверждение целесообразности и обоснованности (либо опровержение).
  3. Заключение о своевременности, эффективности и результативности расходов по закупкам и исполненным контрактам (либо об обратном).

В Письме Минэкономразвития от 24.03.2015 № Д28и-842 поддерживает то, что аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в отношении каждого контракта. В документе подчеркнуто, что на основании ч. 12 ст. 14 № 41-ФЗ оценке подлежат выполнение условий контрактов по:

  • срокам;
  • объему;
  • цене;
  • количеству и качеству товаров (работ, услуг);
  • порядку ценообразования;
  • эффективности системы управления.

Структура

В настоящее время Счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аппарата палаты и 12 аудиторов, которые избираются на 6 лет. Каждый из аудиторов контролирует отдельную сферу деятельности.

Руководство и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны и арестованы без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила. Уголовное дело в отношении них может возбудить только председатель Следственного комитета РФ.

Досрочно отстранить их от должности могут по личному заявлению, а также по таким причинам, как утрата доверия, недееспособность, нарушение законодательства.

В 2013 году был принята новая редакция закона о Счетной палате, в соответствии с которой коллегия ведомства теперь формируется по новым правилам. Председатель и заместитель председателя назначаются Госдумой и Советом Федерации по представлению президента РФ.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой по представлению президента. Кандидатуры на этот пост (не менее трех) вносятся на рассмотрение президента Советом Госдумы.

Порядок назначения аудиторов палаты кардинально не изменился. Половина их состава (шесть человек) назначаются Госдумой, а другая половина – Совфедом, также по представлению президента.

Счётная палата займётся системной настройкой госуправления

Опыт взаимодействия между Советом Федерации и Счётной палатой нужно активно распространять на региональный уровень, чтобы парламенты субъектов и местные контрольно-счётные органы стали настоящими деловыми партнёрами. При этом важное значение приобретает методическая поддержка, оказываемая федеральными аудиторами своим коллегам в регионах, заявила председатель палаты регионов Валентина Матвиенко 14 января в ходе открытого заседания Коллегии Счетной палаты (СП).

Регионам это будет полезно

Финансовый контроль в России появился ещё в 1656 году, когда царь Алексей Михайлович образовал Счётный приказ. Более развитый его формат, включающий в себя всесторонний анализ расхода бюджетных денег вкупе с профилактическими мерами воздействия на нерадивых распорядителей госсредств, сложился лишь 25 лет назад. Председатель Совфеда напомнила, что именно 14 января 1995 года вступил в силу федеральный закон, определивший постоянно действующим высшим органом государственного финансового контроля Счётную палату.

Сегодня СП — это борец за справедливость, гарант прозрачности, центр компетенций и стратегический партнёр. По мнению Валентины Матвиенко, в настоящее время важнейшим направлением работы Счётной палаты стал аудит реализации национальных проектов и достижения стратегических целей социально-экономического развития страны.

«Ведомством создана полномасштабная система мониторинга их выполнения. Особое внимание здесь, безусловно, следует уделять ситуации в региональной плоскости. Ведь от того, как организована работа на местах, в значительной степени зависит успех нашей общей работы», — пояснила спикер.

«Поэтому особенно важна методическая поддержка, оказываемая Счётной палатой контрольно-счётным органам субъектов Федерации. Региональным палатам, в свою очередь, следует скорректировать приоритеты своей деятельности», — добавила она.

Валентина Матвиенко напомнила, что контролёров и проверяющих в России «всегда хватало, но вот помощь и поддержка никогда не бывают лишними». Глава палаты регионов считает целесообразным сместить акцент в деятельности аудиторов с традиционного контроля и мониторинга в сторону оказания исполнительным органам власти экспертной поддержки — и прежде всего в вопросах достижения целей и реализации региональных проектов.

При этом спикер палаты подчеркнула, что Счётная палата была и остаётся органом парламентского контроля, надёжным партнёром Совета Федерации.

«У нас сложилось исключительно плодотворное сотрудничество во многих сферах. Это и совершенствование бюджетного и финансового законодательства, и укрепление региональных и местных бюджетов. Представители Счётной палаты регулярно принимают участие в работе наших пленарных заседаний, в заседаниях комитетов и других мероприятиях», — сказала председатель.

Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что информационно-аналитические материалы СП всегда отличаются особой достоверностью, обоснованностью и практическим ракурсом. «Совет Федерации рассматривает их как надёжный источник информации, который помогает нам принимать взвешенные решения», — уточнила она.

Посмотрим на проблемы несколько шире

Днём ранее главу Счётной палаты Алексея Кудрина на дальнейшие свершения напутствовал Президент России Владимир Путин. Встречаясь в Кремле с главным аудитором страны накануне юбилейной даты, глава государства сказал, что он очень рассчитывает на то, что контрольное ведомство будет несколько шире смотреть на проблемы, которыми занимается, «а именно в данной конкретной ситуации будет заниматься ещё и контролем над исполнением национальных проектов».

Читать еще:  Как выписать мужа из квартиры

Поручение по «расширению кругозора» палаты, по словам Кудрина, выглядит вполне своевременным. Масштабировать возможности достижения национальных целей, считает он, можно за счёт совершенствования системы госаудита. Среди ключевых задач — стать стратегическим партнёром Правительства и органов государственной власти в решении вопросов госуправления. Кроме того, убеждён глава ведомства, необходимо укрепить культуру публичности и открытости процессов принятия государственных решений.

Алексей Кудрин считает, что резервы для дальнейшего совершенствования сегодня есть не только у федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП), где наблюдается серьёзное отставание от плановых показателей, но и у госпрограмм, у которых цели до сих пор не согласуются с объёмами финансирования.

Эффективность расхода бюджетных средств глава Счётной палаты увязывает с системной донастройкой госуправления. Для этого предстоит внести поправки в Бюджетный кодекс и закон о контрактной системе. Кроме того, в ближайшее время ведомство намерено наращивать тесные отношения с обеими палатами российского парламента, с активным привлечением к процессу федеральных экспертов.

Расширению стратегического аудита, по мнению Кудрина, поспособствует цифровизация. За счёт автоматизации отчётов по федеральному бюджету и внебюджетным фондам инспекторы переключат внимание на аналитическую работу. «Это позволит на основе анализа больших данных более серьёзно аргументировать наши выводы, — отметил Алексей Кудрин. — При этом следует помнить, что цифровизация аудита станет эффективной только тогда, когда на электронный документооборот перейдут все госструктуры».

Хотя по части достижений в аудите есть чем гордиться уже сейчас. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году Алексей Кудрин стал президентом Международной организации высших органов финансового контроля. В ближайшие три года высшему органу государственного финконтроля предстоит формировать повестку международного аудиторского сообщества.

Правительство и СП работают в одном направлении

«А совсем недавно мы ещё больше расширили полномочия Счётной палате, дав возможность проверять не только госкомпании, но их дочек и внучек, позволив проверять эффективность использования бюджетных средств на всех стадиях, что важно для пресечения коррупции», — пояснил депутат.

Александр Жуков отметил также, что сегодня без экспертного заключения Счётной палаты нельзя рассматривать важнейшие законопроекты. «Это независимая экспертиза не только бюджетных показателей, но и прогноз развития страны. Ведь достоверные факты, предоставляемые палатой, позволяют посмотреть на процесс с разных сторон», — заключил парламентарий.

Несмотря на регулярную конструктивную критику органа парламентского контроля кабмина, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов убеждён, что и Правительство, и Счётная палата работают в одном направлении. «Правительство вырабатывает приоритеты социально-экономического развития страны, а Счётная палата смотрит, насколько эффективно они выполнены, насколько объективно поставлены цели и задачи», — уточнил глава Минфина.

Что касается стратегического аудита, то, по мнению Силуанова, следует отметить в качестве важной детали переориентацию СП с инспекторских мероприятий на аудиторские. «Потому что для исправления конкретных ошибок следует предлагать системные меры их урегулирования. Это особенно важно в условиях реализации крупных национальных проектов. Здесь важно знать не просто, как правильно они реализуются, но и как доходят сверху донизу бюджетные деньги для конкретного исполнителя», — подчеркнул чиновник.

равительство вырабатывает приоритеты социально-экономического развития страны, а Счётная палата смотрит, насколько эффективно они выполнены, насколько объективно поставлены цели и задачи.

Кроме того, кабмин и СП пришли к соглашению о взаимном признании результатов проверок, а также о снижении объёмов неиспользуемых бюджетных ресурсов, треть из которых традиционно тратится в последний квартал уходящего года. Правительство уже ужесточило работу с переходящими остатками, отметил Силуанов, в том числе за счёт инициированного Госдумой решения доводить деньги до регионов раньше.

Счётная палата в цифрах

За свою историю контрольное ведомство провело 10 621 проверку. Их число планомерно росло из года в год и достигло своего пика в 2006 году. Тогда контрольное ведомство провело 587 проверок. Затем количество контрольных мероприятий варьировалось от 319 до 504 в год.

Всего по своим проверкам Счётная палата выявила финансовых нарушений более чем на 9,7 триллиона рублей. Самая крупная сумма была зафиксирована в 2017 году — около 1,9 триллиона рублей. Это почти одна пятая от общей суммы финансовых нарушений.

Контрольное ведомство за четверть века направило 10 817 представлений и предписаний, а также 2764 материала — в правоохранительные органы и прокуратуру. Из них было возбуждено 1855 уголовных дел.

Россия эксплуатирует старую модель экономики, которая себя изжила и не позволит добиться развития. Об этом заявил председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин в интервью РБК. По его мнению, Россия пока не может перейти от экономики спроса к инвестиционной, а разгосударствление приостановилось.

«Мы эксплуатируем старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата. Экономика в общем не создает каких-то прорывных качеств, новых товаров», – заявил Кудрин.

По его словам, ежегодные темпы экономического роста в среднем около 0,5% за последние семь лет достаточно низкие. «Мы должны стать более конкурентоспособными для экспорта. Вообще экспорт для российской экономики – это бесконечная Вселенная. «Экономика спроса» ограничена внутренним потреблением, подпиткой нефти – это старая модель. Если мы становимся более конкурентоспособными, прорываемся на внешний рынок, то этот спрос становится бесконечен», – пояснил глава Счетной палаты.

По данным ФТС, экспорт товаров из России, в среднем за последние пять лет составил $371 млрд. В нем традиционно преобладают топливно-энергетические товары – 53% за пять месяцев 2021 года. «Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели купить во всех странах, – как iPhone. Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5%, и выше», – подчеркнул Кудрин.

Читать еще:  Договор аренды паркинга

«Мало кто знает, но Китай даже в пик своей раскрутки и при 10% экономического роста в год имел иностранных инвестиций примерно 15% от всех своих инвестиций. То есть 85% инвестиций были все равно внутренними. А это трансформация ваших сбережений в инвестиции компаний. Вот в этот момент нужно инвестировать в суперпередовые технологии будущего, в товары будущего», – уточнил глава Счетной палаты.

По его мнению, рецептами для ускорения экономического роста являются инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение, а также предпринимательская инициатива и конкуренция. «И отдельно стоит история про суды, правоохранительную деятельность, защиту прав собственности», – добавил Кудрин.

Кроме того, он подчеркнул, что в российской модели нужно больше свободы предпринимательства, а пока «у нас разгосударствление экономики затормозилось, роль государства увеличивается».

Москва, Мария Соколова

Ненужный миллиард: как глава Счетной палаты Ямала жену проверял

Аудиторы прикрывают губернаторские схемы распила бюджета

История вывода миллиарда рублей из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа получила новый поворот. Госсредства были потрачены на резиденцию регионального правительства через некоммерческий фонд “Ямал”, а Счетная палата ЯНАО сначала указала на нарушения в финансовой отчетности, а затем отказалась от выдвинутых ранее претензий. Как выяснилось, такая лояльность может объясняться тем, что директор ревизионного ведомства является супругом главбуха скандального НКО.

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился инженер-изобретатель Виктор Гузь. С 2018 года он добивается от правоохранительных и контрольных структур ЯНАО объективной проверки расходования субсидии в 1 млрд рублей. Деньги из федерального бюджета выделялись на развитие науки, но по факту ушли на обустройство загородной резиденции, которую связывают с экс-губернатором округа и бывшим министром природных ресурсов РФ Дмитрием Кобылкиным. Однако, ямальские подчиненные Александра Бастрыкина, вопреки позиции своего федерального руководства, уже третий год отказывается возбуждать уголовное дело по факту нецелевого расходования средств. В процессе борьбы с правоохранительными структурами Гузь начал собственное расследование. Оно привело активиста к целому ряду открытий.

Изменчивый аудит

Сомнения в целевом использовании на Ямале 995,5 млн рублей, выделенных на развитие научной деятельности и связанного с ней малого бизнеса, возникли еще девять лет назад. Эти деньги были освоены через некоммерческую организацию «Региональный инвестиционно-инновационный фонд «Ямал» (НО РИИФ «Ямал»), учрежденную правительством округа. В 2012 году Счетная палата ЯНАО при проведении плановой проверки расходования бюджетных средств фондом выяснила, что акты выполненных работ по «научному» траншу отсутствуют.

Через несколько лет выяснилось: деньги ушли реконструкцию базы отдыха на озере Варчато. На Ямале ее называли дачей экс-губернатора Дмитрия Кобылкина. Эта резиденция была закрыта для рядовых туристов и якобы служила местом, где бывший глава ЯНАО принимал высокопоставленных гостей и отдыхал сам. Причем, ремонтом “тайной” базы занялась неизвестная коммерческая фирма «АСВТехСтрой» — она была учреждена за месяц до того, как получила деньги на благоустройство губернаторской резиденции.

Данная информация просочилась в СМИ, и журналисты обнаружили, что реконструкция правительственной дачи — не единичный случай. На Ямале на протяжении многих лет, по всей видимости, выводили деньги из бюджета через различные инвестиционные фонды, которые возглавляли близкие к Кобылкину лица. Подобные схемы давали множество преимуществ, поскольку данные об объемах финансирования, прокачиваемых через некоммерческие организации найти практически невозможно: если содержание госконтрактов публикуется в открытых источниках, то условия «инвестиционных договоров» — информация закрытая. Причем, фонд “Ямал” среди “подручных” НКО был одним из наиболее известных.

На фоне этих публикаций Счетная палата ЯНАО начала вторую плановую проверку фонда. Итоговый акт ревизии был составлен в октябре 2017 года. На этот раз контрольный орган изучал не всю деятельность РИИФ «Ямал», а лишь отдельные финансово-хозяйственные вопросы. И отсутствие актов выполненных работ по «научному» траншу в число этих вопросов включено практически не было: ревизоры просто констатировали, что документов до сих пор нет, но, в отличие от первой проверки, они не выделили этот пункт в список замечаний, отметил Виктор Гузь.

Семейная выручка

Возможную причину изменения позиции ревизоров Гузь обнаружил в марте 2021 года. Изучая реквизиты фонда “Ямал” инженер заметил, что главным бухгалтером НКО является Наталья Викторовна Свидлова — полная тезка жены председателя Счетной палаты ЯНАО Владимира Свидлова.

С Натальей и Владимиром Свидловыми я знаком давно — с конца 90-х, Свидлов тогда руководил Торгово-промышленной палатой ЯНАО, и мы общались с ним и его супругой по рабочим вопросам. Но тогда фонда “Ямал” еще не существовало”, — рассказал собеседник ПАСМИ.

По его данным, Счетную палату ЯНАО Владимир Свидлов возглавил в 2011 году, а на момент проверки 2017 года его жена уже была трудоустроена в РИИФ “Ямал”. Таким образом, ведомство мужа проводило аудиторскую проверку бухгалтерской документации жены в фонде. Виктор Гузь полагает, что в 2017 году, когда скандал с реконструкцией вип-базы был в самом разгаре, руководитель Счетной палаты мог надавить на своих сотрудников, чтобы избежать конфликтов с руководством региона, а заодно и проблем в семье — в итоге вторая проверка получилась усеченной и “беспретензионной”.

Следственный круговорот

Нарушений в расходовании бюджетного миллиарда на реконструкцию частной резиденции не видят и в Следственном управление по ЯНАО — подчиненные Александра Бастрыкина отказываются возбуждать уголовное дело по факту нецелевого расходования средств с 2018 года. В 2020 к этой истории подключился заместитель Александра Бастрыкина Эдуард Кабурнеев — он дал личное указание разобраться в деле, но в январе 2021 в Салехардском межрайонном отделе СУ СКР по ЯНАО снова вынесли отказной материал.

Читать еще:  Кто не платит капитальный ремонт многоквартирных домов

Это решение Виктор Гузь обжаловал в региональном Следственном управлении, но там 4 марта сообщили об очередной передаче дела на рассмотрение руководителю Салехардского межрайонного следственного отдела Семену Леонову.

Такой ответ Виктора Гузя не удовлетворил. Он считает, что вмешаться в ситуацию должен был руководитель СУ СКР по ЯНАО Андрей Егоров, поскольку межрайонный отдел уже высказал свою позицию по этому вопросу, отказав в возбуждении уголовного дела.

Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— директор ФСБ Александр Бортников

“При этом во всех решениях ямальских следователей отсутствуют акты сдачи-приемки работ конечного исполнителя по реконструкции базы отдыха «Варчато» — компании «АСВТехСтрой». Я считаю, что это делается намеренно, поскольку эти документы могут напрямую указывать на факты возможного хищения бюджетных средств”, — полагает Виктор Гузь.

Собеседник ПАСМИ считает необходимым найти данные акты, а также проверить правомерность трат на содержание вип-резиденции за последние три года. Дело в том, что после скандала с освоением “научного транша” — в декабре 2017 года — данная частная собственность была оформлена как “дар” в бюджет ЯНАО. Однако, турбаза остается по-прежнему недоступной для жителей и гостей Ямала, в связи с чем выделение бюджетных средств на этот объект можно расценить как нецелевое.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

В поисках идеальной модели

Россия — «мост» между Азией и Западом, поэтому для развития традиционно выбирает средний путь между азиатскими моделями экономики и классической западной демократией, отмечает глава Счетной палаты. По его мнению, формированию необходимой системы управления мешает наследие Советского Союза, предопределившее высокую роль государства во всех процессах.

«Нам нужно создавать больше рынков, больше вот этой свободы предпринимательства. А мы все время где-то на полпути к этому, никак не можем свою модель до конца достроить. Если в 2000-е годы мы больше шли к развитию рынка, созданию целого ряда институтов — от собственности до банкротства, то сейчас у нас разгосударствление экономики затормозилось», — говорит Кудрин.

Он напомнил, после 2000-х годов многие экономисты говорили, что России нужно перейти от экономики спроса к инвестиционной модели. Однако этого перехода так и не получилось, страна по-прежнему эксплуатирует старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата.

«Мы должны стать более конкурентоспособными для экспорта. Вообще, экспорт для российской экономики — это бесконечная Вселенная. Экономика спроса ограничена внутренним потреблением, подпиткой нефтью — это старая модель. Если мы становимся более конкурентоспособными, прорываемся на внешний рынок, то этот спрос становится бесконечным», — подчеркивает Кудрин.

Новая модель требует от России выпуска товаров, которые захотели бы купить во всех странах, как iPhone. Сейчас в таком качестве выступают ресурсы — нефть, газ, древесина. Но экспортная составляющая по этим позициям уже достигла пика, она вряд ли будет расти в обозримом будущем. Поэтому стране нужны новые товары для внешнего рынка.

Правовой статус

Правовой статус Банка России определяется тремя основными источниками:

  • Статья 75 Конституции Российской Федерации
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Часть 2 статьи 75 Конституции гласит:

Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Такой конституционно-правовой статус вызывает несколько вопросов. Что значит «независимо от других органов государственной власти»? И разве «других» не подразумевает, что ЦБ тоже является органом гос. власти?
Конституционный Суд РФ, в своём определении отметил, что функции ЦБ «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».
Дальше список вопросов только растёт…

Статья 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Мало того, что Банк действует независимо, так ещё и является юридическим лицом! Значит все слухи правда? ЦБ действительно действует автономно, лишая Россию суверенитета в части финансовой безопасности и эмиссии рубля?

Ситуация с независимостью центральных банков в иностранных государствах встречается довольно часто. Например, Банк Англии – изначально вообще частный банк, на сегодняшний день имеет статус «Независимой публичной организации». Многие страны самостоятельно ограничивают свой суверенитет в части эмиссии валюты, передавая эти функции в наднациональные органы.

Возвращаясь к Банку России, следует отметить, что его независимость всё же ограничивается действующим законодательством, а также контролирующими органами. Например, ст. 23 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», уполномочивает Счётную палату вести финансовый аудит Центробанка.

Помимо этого, ст. 5 закона о Банке России устанавливает его подотчетность Государственной Думе РФ. А также наделяет Думу и Президента определёнными полномочиями в отношении ЦБ. Например, рассматривать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимать по ним решения, назначать на должность и освобождать от должности членов Совета директоров Банка России и другие.

Оправдана ли такая независимость Центрального банка? – трудно сказать. Скорей всего, это зависит от политического режима и государственного строя. Именно демократия, как политический режим, наверное, подразумевает существование подобных независимых публично-правовых институтов. На фоне перехода к капитализму и демократии, многие наши соотечественники, ностальгируя по СССР отказываются на бытовом уровне принимать изменения подходов, в то время, когда на политическом и общественном давно уже со всем смирились. Поздно опомнились.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector