Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение положения закупках 223 фз

Действующим законодательством ответственность за нарушение срока заключения договора, подлежащего заключению в рамках закона 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не предусмотрена.

Ст.7.32.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, не устанавливает ответственности Заказчика за нарушение срока заключения договора. Не установлена такая ответственность и иными правовыми актами.

Из возможных негативных последствий можно отметить следующие:

  • Нарушение заказчиком срока заключения договора влечет неправомерность признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора — «Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020).
  • Нарушение заказчиком порядка заключения договора влечет отказ во включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков как о лице, уклонившемся от заключения контракта — Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ). Заказчик, нарушивший порядок заключения договора, признал участника уклонившимся от его заключения (Реестр недобросовестных поставщиков).

Заказчика можно понудить к заключению договора, если он уклоняется от такого заключения.

Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ; п.38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» <КонсультантПлюс>).

Каких-либо иных последствий нарушения заказчиком срока заключения контракта, подлежащего заключению в рамках закона 223-ФЗ, действующим законодательством не установлено.

Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках. Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Порядок подачи жалобы по 223-ФЗ

Жалоба по 223-ФЗ подается согласно общим требованиям ФЗ о защите конкуренции по обжалованию торгов.

Жалоба на действия заказчика в рамках 223-ФЗ подается в антимонопольный орган в течение 10 дней с момента размещения протокола о подведении итогов закупки.

В жалобе указываются:

  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, контактные данные);
  • номер извещения закупки;
  • обжалуемые действия заказчика (организатора);
  • список приложений.

К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают ее обоснованность. На практике к жалобе прилагаются положение о закупке, скриншоты с официального сайта госзакупок, иные необходимые документы в зависимости от основания обжалования.

Чтобы жалоба выглядела грамотно и достойно и повышала шансы на признание ее обоснованной, необходимо, чтобы она:

  • была составлена специалистом;
  • была краткой;
  • была четкой;
  • не содержала излишнего цитирования закона;
  • была обоснована нормативно.

Какую информацию о закупке должен опубликовать заказчик?

Какие документы о госзакупках должен опубликовать заказчик, работающий по Закону № 223? Какие законы регламентируют требования, предъявляемые к содержанию этих документов? Узнаем из этой статьи.

Какие документы о закупках, а также в какой последовательности должен опубликовать заказчик, который работает в соответствии с Законом № 223? Что определяет содержание этих документов? Какие законы и подзаконные акты регламентируют требования, предъявляемые к содержанию этих документов? На эти, а также ряд других вопросов отвечают эксперты в области регулируемых закупок.

Особенности 223-ФЗ

В отличие от области государственных закупок, регулируемой законом № 44, заказчик, который работает по закону № 223, вправе применять современные закупочные инструменты, которые отвечают специфике определенной отрасли. Однако Закон № 223 отличен от закупок коммерческого плана тем, что требует максимума конкурентности и публичности закупок. Их прозрачность обеспечивается публикацией связанных с госзакупками. материалов в Единой информационной системе. Публикация данной информации является ключевой обязанностью заказчиков, которые работают в соответствии с Законом № 223. За неисполнение этой обязанности «Кодекс об административных правонарушениях» предусматривает для заказчика максимальные штрафные санкции. В этом плане публикация информации о закупке –это своего рода отчёт о каждом из её этапов, поэтому необходимо понимать состав и сроки публикации информации.

Читать еще:  Право на участие в приватизации

Какие документы должен публиковать заказчик?

Заказчик должен публиковать следующие документы.

  • План закупок со всеми вносимыми в него изменениями и дополнениями.
  • Положение о закупках.
  • Ответы на запросы по разъяснениям (при поступлении таких запросов от участника госзакупки).
  • Извещение о закупке, которое публикуется одновременно с проектом контракта и закупочной документацией.
  • Если по своей инициативе либо по итогам запроса заказчиком была изменена закупочная документация, то эти изменения также считаются актуальными только после их публикации.
  • Итоговый протокол публикуется по итогам закупки. Это бывает протокол выбора победителя торгов либо протокол о том, что закупка признана несостоявшейся. В последнем случае должна быть указана причина отмены закупки.
  • Если в Положении о закупке заказчиком предусмотрено составление промежуточных протоколов – к примеру, протокол вскрытия конвертов – такие документы также должны быть опубликованы.
  • Законом № 223 заказчику не запрещается проводить с победителем преддоговорные переговоры. Если по результатам таких переговоров было достигнуто соглашение, которое изменяет условия поставки в сравнении с условиями, зафиксированными в итоговом протоколе, новые условия также публикуются в виде отдельного документа.
  • После того, как по итогам закупки были заключены договоры, после их исполнения и при их изменении либо расторжении заказчик должен опубликовать пакет документов.
  • Каждый месяц заказчик должен публиковать отчёт о количестве, а также общей стоимости договоров, заключенных в отчетном месяце.
  • Помимо этого, часть заказчиков, в обязанность которых входит закупка инноваций и поддержка малого бизнеса, должна публиковать ежегодные отчёты. Также такие заказчики обязаны обеспечить публикацию перечня продукции, которая закупается у представителей среднего и малого бизнеса.

Особенности публикации информации по 223-ФЗ

Заказчик вправе публиковать информацию о закупках сразу в нескольких источниках. Однако единственное место для официальной публикации документов – это Единая информационная система по закупкам, находящаяся на ресурсе zakupki.gov.ru. С того момента, когда документы были опубликованы в ЕИС, отсчитываются сроки и обязанность заказчика будет считаться исполненной.

Все это не является простым исполнением необоснованных желаний законодателя. Публикация информации дает возможность раскрыть участникам торгов обоснование того, почему в конечном итоге подряд получил определенный поставщик. Заказчиком разворачивается вся логика собственного выбора – от общих к частным нормам, от начала к финалу процесса. Таким образом, публикуемая закупочная информация является системой с иерархически располагающимися элементами.

Иерархия публичных документов, которые регулируют проведение закупки

Все правила работы определенного заказчика регламентирует его Положение о закупках. Оно должно полностью соответствовать требованиям антимонопольного и гражданского законодательства, нормативных актов, которые регулируют государственные закупки. Сам план закупок формируется в рамках, которые заданы Положением.
В целях поддержки малого бизнеса данные рамки задаются также и перечнем продукции, которая закупается у представителей среднего и малого бизнеса. На закупки, в которых принимают участие лишь малые предприятия, заказчик не вправе выставлять продукцию, не содержащуюся в этом перечне. Заданные планом закупок параметры являются основой извещения о государственных закупках. При изменении каких-то параметров при подготовке закупки изменения сначала надо внести в план, и только потом опубликовать соответствующее извещение. Требования извещения конкретизируются и раскрываются в документации по закупке. Таким образом, извещение дает возможность потенциальным поставщикам понять, насколько эта закупка привлекательна для него. Что касается документации, то она дает ответ на вопрос, кто будет победителем торгов. Победитель же выбирается на основаниях, указанных в закупочной документации. То есть, документацией определяется содержание итогового протокола. Кроме названия победителя в протоколе содержатся условия поставки, которые он предложил. Закупочная документация вместе с условиями, предложенными победителем, составляют суть будущего контракта. Это значит, что договор, подписываемый сторонами, не может противоречить итоговому протоколу и закупочной документации. Исключением из правила являются дополнения контракта условиями соглашения, которые были достигнуты по итогам преддоговорных переговоров. Однако данные результаты тоже должны быть опубликованы. Таким образом, контролёру удается уловить логику проведения определенной закупки, и при возникновении сомнения в обоснованности определения победителя становится проще доказать нарушение.

Важная закупка? Отслеживайте всю информацию по ней до окончания исполнения договора

Если заказчиком выбран победителем поставщик, предложивший самую низкую цену, однако по результатам преддоговорных переговоров ими была поднята эта цена вдвое, то конкурент победителя увидит, что контрактная цена значительно выше цены, которая предлагалась им. Значит этот поставщик и должен стать победителем торгов. При оперативном отслеживании этой информации в ЕИС, он может своевременно обратиться в судебные инстанции и контролирующие органы для пресечения недобросовестных действий заказчика, получив тем самым заказ.

. Что касается точного состава публикуемых сведений и сроков публикации, то их стоит искать в Законе № 223, а также в подзаконных актах.

  • Как раз подзаконным нормативным актом утвердили форму плана закупок, а также порядок её опубликования (Постановление Правительства России N 932 от 17 сентября 2012 года « О Правилах формирования плана закупки»).
  • В частях 9 и 10 статьи 4 Закона № 223 изложены требования к информации, которую нужно публиковать в ходе закупки.
  • В том же Законе № 223 (статья 4, часть 19) указывается состав ежемесячного отчёта.
  • В статье 4.1 части 2 Закона № 223 можно найти информацию о сроках публикации отчётов (оперативных) о договорной работе.
  • Требования к содержанию оперативных отчетов содержатся в подзаконном акте – правительственном постановлении N 1132 от 31 октября 2014 года «О ведении реестра договоров».
  • Описание содержания ежегодного отчёта о поддержке СМБ содержится в правительственном постановлении № 1352 от 11 декабря 2014 года «Об участии субъектов среднего и малого бизнеса в закупках».
Читать еще:  Статья закат альтернативной ликвидации юридических лиц

Информация о закупке – одно из наиболее трудоёмких требований Закона № 223. Посвящено оно профилактике злоупотреблений недобросовестными заказчиками. Самым же главным является публичность закупок, которая помогает значительному количеству поставщиков узнать о необходимости ее соблюдения, что приносит пользу самому заказчику.

Количество просмотров: 4503

Прямые закупки по 223-ФЗ

Контрактная система в России создана для того, чтобы сделать госзакупки более открытыми, честными и справедливыми. Здоровая конкуренция – один из основополагающих принципов этой системы. Поэтому неконкурентные виды тендеров могут применяться только в тех случаях, когда это целесообразно, с обоснованием необходимости выбора именно этого способа закупки и именно этого исполнителя.

Тем не менее закон 223-ФЗ не устанавливает строгих ограничений для компаний, подпадающих под его юрисдикцию, позволяя им самостоятельно решать, когда применять прямую закупку. Исчерпывающий перечень таких случаев должен быть указан в Положении заказчика, опубликованном в ЕИС и на официальном сайте. Там же должен быть описан процесс, по которому заказчик проводит закупки у единственного поставщика.

Неконкурентные методы определения исполнителя проще и быстрее полноценных торгов. По итогам I полугодия 2018 доля закупок у единственного поставщика по обоим федеральным законам составила 27%. По опыту предыдущих лет особые госзаказчики наиболее часто организуют именно неконкурентные тендеры: более 94%, среди которых прямые закупки занимают 32%.

рис.1 Закупки в разрезе способов их осуществления

В каких случаях проводится прямая закупка

Причин организации закупки у единственного поставщика может быть много. Среди наиболее популярных:

  • Пользование услугами компаний регулируемой сферы, сделки с естественными монополиями и компаниями, обладающими исключительными правами на объект закупки. Например, пассажирские перевозки в России осуществляет только ФПК, дочка РЖД. Центральное отопление поставляет только Теплосеть. Права на установку антивируса Kaspersky есть только у Лаборатории Касперского.
  • Срочная закупка в условиях чрезвычайной ситуации, когда времени на организацию конкурентных процедур просто нет.
  • Если в результате первого тендера в серии был определен подходящий поставщик, то последующие контракты разрешается заключать с ним напрямую в целях стандартизации или обеспечения совместимости. Например, заказчик приобрел стулья для главного офиса. Во всех его представительствах по городу должны стоять такие же стулья – они закупаются напрямую у того же поставщика. Или при приеме новых сотрудников заказчик подключает им сим-карты – того же оператора, что обслуживает уже имеющиеся корпоративные номера.
  • Таким же образом заключаются сделки по покупке конкретной недвижимости, и пролонгируются договора текущей аренды.
  • Допускается совершать у единственного поставщика мелкие закупки. Контракты до 100 тысяч рублей (до 500, если оборот компании-заказчика превышает 5 миллиардов) с 2018 года можно не вносить в план, не публиковать в ЕИС, а значит не отчитываться. С другой стороны, порог “мелких закупок” заказчики по 223-ФЗ прописывают самостоятельно у себя в Положении. Например, если такой порог обозначен в 300 тысяч рублей, то тендеры на 100-300 тысяч будут проводиться напрямую, однако придется публиковать сведения о них в ЕИС.

Дополнить список причин, по которым допускается применить закупку у единственного поставщика, можно из 93 статьи 44-ФЗ. Тем не менее очевидно, что стать для заказчика тем самым единственным поставщиком можно в двух случаях:

  • Ваша продукция уникальна, не имеет аналогов и нужна заказчику.
  • У вас крайне положительная деловая репутация, позитивный опыт исполнения госконтрактов и налажены контакты с заказчиком.

Изменения с 1 июля 2018 года

На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 223-ФЗ, а также заказать рассылку победителей тендеров по интересующих вас тематике.

Обжалование действий (бездействий) заказчика и иных лиц в контролирующем органе в соответствии с 223-ФЗ

Субъекты, которые вправе подать жалобу, и предмет обжалования

Жалобу по Закону 223-ФЗ может подать любое лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в положении о коммерческой закупке.

Если нарушения были совершены после истечения срока подачи заявок на участие в закупке, то обратиться с жалобой может только участник, подавший заявку на участие в закупке. Если жалобу направит лицо, не подававшее заявку на участие, контролирующий орган оставит ее без рассмотрения.

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие:

  1. заказчика;
  2. комиссии по осуществлению закупок;
  3. оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

Жалобы по 223-ФЗ рассматривает ФАС России и ее территориальные органы.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить следующие нарушения:

  1. осуществление закупки с нарушением требований 223-ФЗ;
  2. осуществление закупки с нарушением требований Положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС);
  3. не размещение в ЕИС или размещение с нарушением сроков положения о закупке, изменений в положение о закупке, другой информации и документов о закупке, которые нужно размещать в ЕИС;
  4. предъявление к участнику закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  5. проведение закупки без утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  6. неразмещение информации о годовом объеме закупки у субъектов МСП или размещение недостоверной информации.

С 1 июля 2018 года перечень дополнен еще одним основанием, дающим право на подачу жалобы в отношении оператора электронной площадки, нарушающего при осуществлении закупки требования 223-ФЗ.

Перечень нарушений закрытый; обжаловать другие нарушения участник вправе только через суд. Если в ходе проверки по жалобе ФАС выявит другие, не связанные с 223-ФЗ нарушения, то применять санкции антимонопольный орган будет не вправе (Определения Верховного суда РФ от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592, от 02.10.2017 № 309-КГ17-750).

Читать еще:  Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья куда обращаться

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Процедура обжалования по 223-ФЗ регламентирована статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ аналогичны требованиям к жалобе по 44-ФЗ.

Она обязательно должна содержать: сведения о заявителе и лице, чьи действия обжалуются; указание на обжалуемые торги и адрес сайта, если торги размещены в Интернете; аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены; перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Ограничений по способу подачи жалобы в 223-ФЗ нет. Она может быть направлена обычной или электронной почтой, факсом, иным способом. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность или иной подтверждающий полномочие на ее подписание документ.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Жалоба может быть подана не позднее чем через десять календарных дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения итогов торгов в Интернете, если таковое предусмотрено. Если договор по результатам торгов не был заключен либо торги были признаны несостоявшимися, то жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки (торгов).

ФАС в течение трех рабочих дней проверяет поступившую жалобу на соответствие требованиям закона и выносит решение о принятии жалобы к рассмотрению либо о ее возвращении заявителю.

Жалоба возвращается заявителю в случае, если она не соответствует требованиям к ее оформлению, либо если в отношении заказчика или иных лиц, чьи действия обжалуются, уже имеется: 1) вступивший в силу судебный акт с выводами о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях, или 2) решение ФАС относительно обжалуемых действий (бездействия).

Приняв жалобу к рассмотрению, органы ФАС России:

  1. размещает информацию о факте поступления и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте органов ФАС России;
  2. направляет заявителю и лицу, чьи действия или бездействие обжалуются, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до ее рассмотрения по существу.

Важно: со дня направления такого уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу. Организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Заключенный с нарушением этого требования договор является ничтожным.

Лицо, чьи действия обжалуются, в течение одного рабочего дня извещает других подавших заявки на участие лиц о поступлении жалобы, ее содержании, о времени и месте ее рассмотрения.

Заявитель, лицо, чьи действия обжалуются, иные участники торгов вправе направить возражения на жалобу или дополнения к ней не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы. Возражения оформляются также, как жалоба.

Заявитель может отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по существу. После этого он лишается права подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Органы ФАС России при подготовке к рассмотрению жалобы может запрашивать у заявителя, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лица, участвующие в ее рассмотрении, вправе присутствовать сами либо через представителей.

Рассмотрение жалобы и решение

Срок рассмотрения жалобы 7 (семь) рабочих дней со дня поступления. Если для принятия решения нужно получить дополнительную информацию, ФАС может один раз продлить срок еще на семь рабочих дней.

Жалоба рассматривается комиссией органов ФАС России. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для ее рассмотрения по существу.

На рассмотрении жалобы лицо, чьи действия обжалуются, должно представить всю документацию о закупке с изменениями, протоколами, заявками участников, аудио- и видеозаписями, другими документами и сведениями, составленными в ходе ее проведения.

ФАС при рассмотрении жалобы ограничена только теми доводами, которые в ней содержатся (письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»). Заявитель жалобы в процессе рассмотрения или после него не сможет дополнить уже изложенные в жалобе аргументы. ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ также не имеет права проявлять инициативу, искать иные нарушения у заказчика или рассматривать доводы, которых нет в жалобе.

В результате рассмотрения жалобы по существу комиссия органов ФАС России может принять одно из следующих решений:

  1. о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  2. о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться выдачей предписания:

  1. о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся;
  2. об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки;
  3. о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки;
  4. об аннулировании закупки.

Решение или предписание комиссии органов ФАС может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 223-ФЗ Вы можете прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты Ваших интересов предлагаем следующую юридическую помощь в обжаловании по 223-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в органах ФАС России.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector