Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В соответствии с фз об исполнительном производстве

Детальный обзор ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» — действующая редакция 2019 года

Гражданское право на защиту интересов в суде взаимосвязано с исполнением постановления суда. Главный судебный орган Европы ранее заметил, что исполнение решения, которое вынесла судебная инстанция, необходимо рассматривать в неразрывной связи с исполнительной властью. Невзирая на это, Законодательством Российской Федерации не определены причины для полного равенства терминов исполнительного производства и судопроизводства.

На 2019 год действует редакция закона федерального назначения №229 «Об исполнительном производстве» и статусе судебных исполнителей. В этом обзоре будет рассмотрена действующая поправка с изменениями, а также то, какие пункты и части потеряли силу.

Помимо этого посетители правового ресурса могут получить первичную бесплатную консультацию юриста по интересующим вопросам.

Взыскание по исполнительному листу с 1 июня 2020 года: новые правила

Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ были внесены поправки в Закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Перечень перечисленных в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ доходов, с которых запрещены удержания по долгам, дополнился подпунктом 18, включившем в такие доходы денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС. Это суммы единовременной материальной помощи, финансовой помощи при утрате имущества первой необходимости, а также суммы единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

В общем случае приставам нельзя удерживать долги с выплат, перечисленных в ст. 101 Закона № 229-ФЗ. К подобным выплатам, в частности, относятся:

  • единовременная матпомощь, выплаченная в связи со стихийным бедствием, терактом, смертью члена семьи, гуманитарная помощь;
  • детские пособия;
  • алименты;
  • выплаты в возмещение вреда здоровью;
  • выплаты пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф;
  • регулярные выплаты, назначаемые определенным категориям (компенсация проезда, оплата лекарств и др.);
  • командировочные выплаты;
  • выплаты работнику в связи с рождением детей, регистрацией брака, смертью родственника;
  • страховое обеспечение по соцстрахованию (кроме страховой пенсии по старости, инвалидности, накопительной пенсии, больничных пособий и т.д.

По существу, запреты на взыскания установлены на все типы доходов, перечисленных в указанной статье. Но есть и исключение: на выплаты в счет возмещения вреда здоровью, а также на бюджетные компенсации пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф запреты не распространяются. С них долги по исполнительным листам можно «списывать» без ограничений для выплаты алиментов несовершеннолетним детям и по обязательствам, связанным с возмещением вреда в связи со смертью кормильца (п. 2 ст. 101 закона № 229-ФЗ).

В свою очередь, в другой статье закона, 99-й, прописана иная категория доходов, по которым установлены ограничения по взысканию средств с учетом фактического размера выплат и величины долга в пределах 50% после удержания налогов (в ряде случаев до 70%) — это зарплата, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности и т.п. Изменений по таким доходам Закон № 12-ФЗ не внес.

Не следует, таким образом, путать полностью «запретные» доходы по ст. 101 Закона № 229-ФЗ (за некоторыми исключениями, обозначенными выше) и те доходы, по которым есть лишь ограничения в части взыскания по ст. 99 закона № 229-ФЗ.

Законом № 12-ФЗ установлено большое количество требований к банкам, судебным приставам, а также работодателям, направленных на обеспечение соблюдения соответствующих ограничений (в связи с чем необходимые изменения были внесены в ст. 8, 69, 70, 81, 98, 105 Закона № 229-ФЗ).

Новые правила, которые должны соблюдать работодатели, банки и приставы, обеспечивающие взыскание долга по исполнительному листу, действуют с 1 июня 2020 года. В соответствии с данными правилами:

  • Работодатель, выплачивающий должнику доходы, на которые нельзя обращать взыскание, или по которым установлено ограничение взысканий, обязан отражать в платежном поручении специальный код в порядке, определенном Указанием ЦБ РФ от 14.10.2019 № 5286-у (которое тоже вступило в силу с 1 июня).

Работодатель в случае выплаты сумм, на которые обращаются взыскания, фиксирует в поле платежки «Назначение платежа» те суммы, что фактически удержаны по исполнительному листу с данной выплаты. Эту информацию должен учитывать банк должника для соблюдения требований ст. 99 и 101 закона № 229-ФЗ.

  • Банк, обслуживающий счет должника, на который поступают деньги, обязан незамедлительно исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе, с учетом ограничений, установленных статьями 99 и 101 закона № 229-ФЗ. Информировать приставов об исполнении следует в течении 3-х дней.
  • Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денег, за счет которых приставам нельзя взыскивать задолженность. Найденная у должника наличность, по которой ограничений на взыскания нет, изымается судебными приставами на основании соответствующего акта.
  • Судебные приставы в целях определения имущественного положения должника, могут запрашивать в ФНС любые документы в целях осуществления исполнительного производства.

Ранее взыскание приставами по исполнительному листу могло сопровождаться запросом приставами сведений в ФНС только в рамках ограниченного перечня п. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ. Теперь в указанной статье появился п. 9.1, по которому приставы вправе просить у налоговиков «иные сведения», кроме тех, что указаны в п. 9.

Конкретно для работодателей новая обязанность по Закону № 12 – правильно заполнять платежки. Рассмотрим, как это делать с учетом предписаний ЦБ РФ, недавно вступивших в силу наряду с новыми нормами Закона № 229-ФЗ.

  • Центральный
    • Москва
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Воронежская область
    • Ивановская область
    • Курская область
    • Костромская область
    • Калужская область
    • Липецкая область
    • Московская область
    • Орловская область
    • Рязанская область
    • Смоленская область
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тамбовская область
    • Ярославская область
    • Московская межрегиональная транспортная прокуратура
    • Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Главная военная прокуратура
    • Статьи и заметки
  • Северо-Западный
    • Санкт-Петербург
    • Архангельская область
    • Вологодская область
    • Калининградская область
    • Ленинградская область
    • Мурманская область
    • Новгородская область
    • Псковская область
    • Республика Коми
    • Республика Карелия
    • Ненецкий АО
    • Северо-Западная транспортная прокуратура
  • Приволжский
    • Кировская область
    • Нижегородская область
    • Оренбургская область
    • Пермский край
    • Пензенская область
    • Республика Татарстан
    • Республика Мордовия
    • Республика Башкортостан
    • Республика Марий Эл
    • Саратовская область
    • Самарская область
    • Ульяновская область
    • Удмуртская Республика
    • Чувашская Республика
    • Приволжская транспортная прокуратура
  • Дальневосточный
    • Амурская область
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Магаданская область
    • Приморский край
    • Республика Саха (Якутия)
    • Республика Бурятия
    • Сахалинская область
    • Хабаровский край
    • Чукотский АО
    • Дальневосточная транспортная прокуратура
    • Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
  • Сибирский
    • Алтайский край
    • Иркутская область
    • Красноярский край
    • Кемеровская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Республика Хакасия
    • Республика Тыва
    • Республика Алтай
    • Томская область
    • Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
    • Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
  • Северо-Кавказский
    • Карачаево-Черкесия
    • Кабардино-Балкария
    • Республика Ингушетия
    • Северная Осетия
    • Ставропольский край
    • Чеченская Республика
    • Республика Дагестан
  • Южный
    • Астраханская область
    • Волгоградская область
    • Краснодарский край
    • Ростовская область
    • Республика Калмыкия
    • Республика Адыгея
    • Республика Крым
    • Севастополь
    • Южная транспортная прокуратура
  • Уральский
    • Курганская область
    • Свердловская область
    • Тюменская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Уральская транспортная прокуратура

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

Читать еще:  Что нужно сделать чтобы служить по контракту

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются. Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.

Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.

Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.

Указание кода необходимо, чтобы определить, с каких доходов можно удерживать суммы по исполнительным листам, а с каких нет. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах работодателями определен Указанием ЦБ РФ от 14.10.2019 № 5286-У с разъяснениями данными в информационном письме Банка России от 27.02.2020 № ИН-05-45/10.

Кроме, то, изменения в Законе предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя отслеживать назначение платежей, которые поступают на счёт должника, а также запрещают изымать наличные денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание.

Одновременно расширены права cудебного пристава-исполнителя: — с 1 июня 2020 года он может запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Изменениями установлена обязанность банка или иной кредитной организации осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания, предусмотренных ст. ми 99 и 101 настоящего Федерального закона ч.5 ст. 8.

Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должника должна сделать невозможным обращения на взыскание доходов, предусмотренных ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые сегодня систематически допускаются.

Кроме того, статься 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена пунктом 18, который предусматривает ряд других социальных выплат, на которые не может быть обращено взыскание. Это денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.

Законодательная база Российской Федерации

Федеральным законом от Необходимо иметь ввиду, что отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, в обязательном порядке направляются взыскателю и должнику, а также в иные органы и организации, указанные в ч. Если исполнительное производство было окончено на основании п. Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведённого на другую работу, подлежит немедленному исполнению не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в службу судебных приставов ст. Согласно ч.

Учет микротравм сотрудников

После вступления в силу комментируемых поправок статья 226 ТК РФ претерпит существенные изменения. Она станет называться «Микроповреждения (микротравмы)».

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

В чем новшества закона

Если речь идет про алименты, ФЗ «Об исполнительном производстве» уже не отсылает для решения этих вопросов к Семейному кодексу. Стоит подчеркнуть, что вопросу алиментов в 229 ФЗ посвящается глава 11. В ней максимально подробно изложены такие аспекты, как порядок взыскания с алиментоплательщика алиментов, решение вопроса с выплатой задолженности по алиментным выплатам. Кроме того, полностью рассмотрены и прочие нюансы, как то: какую ответственность несет работодатель при несвоевременном увольнении алиментного должника.

Стоит подчеркнуть, что ФЗ «Об исполнительном производстве» №229 позволяет алиментополучателю самому отправлять либо доставлять исполнительный лист, по которому проводится открытие исполнительного производства. Его необходимо предоставить в компанию-работодатель либо тем лицам, которые выплачивают алиментоплательщику периодические платежи. Учтите, что верхнюю границу алиментов ФЗ «Об исполнительном производстве» в таких ситуациях обуславливает четко. Суммы не могут быть выше 25 тысяч рублей.

Алиментополучатель вместе с документацией – основой, на которую опирается исполнительное производство, предоставляет заявление с указанием банковских реквизитов, или адреса для переведения начисленных средств. Дополнительно следует указать ФИО алиментополучателя, а также данные документа, удостоверяющего личность. Указывают и ИНН.

Ранее в исполнительном производстве приходилось бороться с проблемой утраты исполнительных документов (листов) теми работодателями, кто прекратил свою деятельность. Это существенно усложняло движение такой документации и делало невозможным ее отслеживание. Согласно ФЗ 229 документ, который служит основанием для открытия исполнительного производства, сохраняют в материалах производства. Таким образом, для исполнения отчислений отсылают постановление об исполнительном производстве, а к нему прилагают копию исполнительного листа либо другой документации.

Следует отметить и прочие аспекты. Лица, несущие ответственность за выплату зарплаты алиментоплательщику, обязаны удерживать определенную сумму, которая соответствует данным исполнительного документа. Сами отчисления проводят с момента получения документов.

Читать еще:  Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия

Алименты переводят алиментополучателю в трехдневный период после выплаты зарплаты.

Если плательщик алиментов меняет источник различных доходов, работу или же переезжает, тем лицам, которые причастны к выплате периодических платежей, следует сообщить о таком факте судебному приставу либо алиментополучателю, дополнительно отправив и исполнительный лист с необходимыми отметками о проведенных выплатах и сделанных взысканиях.

Стоит обратить особенное внимание на статью 101 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве». В ней указывается перечень тех доходов, с которых можно проводить удержание и начисление алиментов, прочих взысканий. Необходимо подчеркнуть, что он существенно шире, чем в предыдущем законе.

Тем, кому актуален вопрос, касающийся выплаты алиментов, необходимо ознакомиться и со статьей 102, которая регламентирует порядок индексации алиментов. Согласно данной статье, если повышается минимальный размер оплаты труда, а алименты взыскивают в твердой сумме, приставом-исполнителем или работодателем алиментоплательщика проводится индексация, о которой издают распоряжение или приказ. Стоит подчеркнуть, что это положение касается как повышения общефедерального размера МРОТ, так и увеличения прожиточного минимума в конкретном регионе. При этом сумма алиментов увеличивается на величину индекса повышения прожиточного минимума либо МРОТ.

После окончания исполнительного производства все запреты для должника снимаются, в том числе и ограничение на выезд за рубеж. Но нужно учесть следующее:

  • снятие ограничений может затянуться;
  • исполнительный лист может быть вновь предъявлен.

Прекращение исполнительного производства для должника — это снятие всех ограничений. Например, возможность выезда за границу.

46 статья Федерального закона об исполнительном производстве (ч. 4) разрешает взыскателю вновь подать исполнительный документ спустя шесть месяцев, если производство окончено по п. 4 ч. 1 ст. 46. А вот по п. 3 ч.1 ст. 46 — спустя два месяца после возвращения исполнительного листа. Можно и раньше, если у взыскателя появились доказательства об изменении имущественного положения должника.

Приставы не примут документ к исполнению, если взыскатель пропустит трехгодичный срок со дня вынесения последнего постановления об окончании исполнительного производства. Единственная возможность избавиться от долгов законно — погасить их или организовать банкротство.

Окончание исполнительного производства — это еще не закрытие. Взыскатель вновь может подать исполнительный лист.

Есть ли срок давности у судебных приставов по решению суда

После того как должник получит судебное решение о взыскании задолженности и оно вступит в силу, не стоит ожидать, что он моментально станет его исполнять. Граждане редко стремятся расстаться с собственными деньгами, поэтому всячески оттягивают погашение долга. Но есть ситуации, когда выплата задолженности приостанавливается на продолжительное время – тяжелое заболевание, утрата трудоспособности или потеря рабочего места.

Обратите внимание!

Начинать процедуру принудительного взыскания в отношении должника можно только после получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Ни одно процессуальное производство без этого документа не может быть реализовано.

Чтобы начать принудительное исполнение обязательств, взыскатель должен:

  • получить в суде исполнительный лист и заверенную копию решения;
  • отправить этот пакет документов в службу судебных приставов;
  • убедиться, что специалист службы начал исполнительное производство.

Срок действия исполнительных документов, которые выданы после решения суда, для взыскателя имеет важное значение при обращении к судебным приставам. Не в меньшей мере это интересует и должника, который оказался в затруднительном финансовом положении.

Чтобы понять, есть ли срок давности по долгам у судебных приставов по решению суда и имеет ли он отношение к сроку действия исполнительных документов, необходимо обратиться к процессуальным срокам, которые действуют в процессе исполнение судебных решений.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве», как только должник получит на руки постановление о возбуждении исполнительного производства, ему дается пять дней, на протяжении которых он должен погасить свой долг перед кредитором.

Каким образом стал рассматриваться новый закон об исполнительном производстве

Рассмотрение данного законопроекта началось с принятия закона ФЗ-12 в феврале 2019 года, в котором говорится о внесении некоторых поправок к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».

В нем уже отмечалось, что измененные постановления будут приняты в начале июня 2020 года.Законопроект будет отражать реальные обязательства, ограничения взысканий и прочие нормативы с должников Службой судебных приставов.

Подача заявления в суд

В зависимости от характера и подведомственности, споры могут быть рассмотрены в порядке искового или административного судопроизводства.

На практике сложности могут возникнуть, если исполнительные листы выданы судами разных систем и объединены в одном – сводном – производстве. В целом исполнительное производство подведомственно судам общей юрисдикции. Поэтому арбитражные суды не разрешают споры, связанные со сводным производством или затрагивающие вопросы о законности действий пристава (например, при правопреемстве взыскателя). Если исполнительный документ выдан арбитражным судом, то заявления (если они поданы до объединения исполнительных дел и касаются общих вопросов исполнительного производства) будут ­рассматриваться по правилам АПК РФ (п. 4 Постановления).

Оспаривать постановления (действия, бездействие) любых должностных лиц службы судебных приставов могут не только стороны исполнительного производства, но и другие лица, круг которых не ограничен. Право на обжалование имеют лица, которые полагают, что нарушены их права и законные интересы (или хотя бы созданы препятствия для их осуществления) либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Этот вывод п. 8 Постановления основан на положениях ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ­Закон об исполнительном производстве), где прямо об этом говорится.

Срок давности для подачи заявления составляет всего десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Но если даже заявитель пропустил срок, то суд, прежде чем отказать ему, должен выяснить, нет ли уважительных причин, дающих возможность восстановления срока давности. Уважительной причиной, в частности, является несвоевременное рассмотрение (нерассмотрение) жалобы вышестоящим органом (должностным лицом). Если арбитражный суд установит невозможность восстановления срока, то даже при наличии уважительной причины в удовлетворении заявления будет ­отказано (п. 11 Постановления).

Прежде у судов и приставов существовала точка зрения, что отмена вышестоящим должностным лицом незаконного постановления или окончание (прекращение) исполнительного производства во время рассмотрения дела судом является основанием для прекращения судебного производства (определение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 09.09.2011 по делу № 2-1829). Пленум ВС РФ высказал противоположную позицию, указав, что в первом случае дело должно быть рассмотрено судом, если постановлением нарушены права (законные интересы) заявителя или административного истца (далее – заявителя). А во втором – если такое нарушение повлекло неблагоприятные ­последствия для заявителя (п. 9 Постановления).

Постановление разграничивает понятия исправления опечаток и отмены постановления пристава. Так, исправить описки или явные арифметические ошибки пристав имеет право в силу ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Следовательно, если арифметические ошибки не явные, их исправление уже будет считаться изменением (отменой) ­постановления, а такими полномочиями закон приставов не наделяет. Это могут сделать только старший судебный пристав или его заместитель (п. 10 Постановления).

В какие сроки возможно добровольное исполнение требований исполнительного документа?

Когда судебный акт попадает к приставу, тот назначает должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа. В течение этого времени к должнику не применяются меры принудительного исполнения и он имеет возможность самостоятельно погасить долг.

Читать еще:  Как получить сертификат на получение жилья

Какой срок установлен законом?

Пункт 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на исполнение требований исполнительного документа дает должнику пять дней. Исчисляется этот срок со дня получения должником копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства. Все сроки в исполнительном производстве начинают течь со дня, следующего за определенным событием, которое является юридическим фактом, порождающим те или иные правоотношения.

Срок для добровольного исполнения – не исключение. Например, если должник получил постановление в среду, пять дней начнут отсчитываться с четверга. Выходные и праздники в срок для добровольного исполнения не входят.

Что грозит в случае неисполнения?

Если долг не выплачен в течение пяти дней, пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. Это особая финансовая санкция за неисполнение решения суда. Сбор составляет 5% от общей суммы долга, но не менее 1 000 рублей для граждан и 5 000 рублей для юридических лиц. Иными словами, даже если размер долга составляет 500 рублей, сбор все равно будет 1 000 рублей. По неимущественным исполнительным документам его сумма — 1 000 рублей для граждан и 5 000 рублей для организаций.

После того, как постановление о сборе вынесено, пристав-исполнитель вправе применять к должнику меры принудительного исполнения, перечисленные в статье 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Вот основные из них:

  • обращение взыскания на принадлежащее должнику имущество, в том числе средства на счетах, открытых в банке на его имя;
  • ограничение права выезда за рубеж или управления транспортом;
  • перерегистрация имущества, формально находящегося в собственности у третьих лиц, но которым фактически владеет и пользуется должник;
  • совершение определенных действий от имени должника по исполнительным документам неимущественного характера (например, снос здания);
  • вселение и выселение.

Следует иметь в виду, что до вынесения постановления о взыскании сбора пристав вправе совершать исполнительные действия в отношении должника. В отличие от мер принудительного исполнения, направленных на исполнение решения суда, исполнительные действия призваны создать наиболее благоприятные условия для такого исполнения. К этим действиям относятся следующие.

  • Проверка имущества должника. Работник ФССП вправе прийти к нему домой и осмотреть жилище на предмет наличия вещей, которые можно в последующем реализовать в счет погашения долга.
  • Наложение ареста на имущество должника. При этом гражданин вправе владеть и пользоваться арестованной вещью, но не может ею распоряжаться. Если долг не будет оплачен, то сразу после окончания срока для добровольного исполнения на арестованное имущество будет обращено взыскание. Это подразумевает его изъятие и последующую продажу.
  • Вызов на прием и отобрание объяснений. У должника берется объяснение по факту неуплаты, наличия у него в собственности имущества, его источников дохода, а также о том, как он планирует выплачивать долг.
  • Предъявление сторонам производства требований, направленных на исполнение решения суда. Это может быть требование о необходимости трудоустройства или обращения в центр занятости, если должник не работает, или требование о выплате определенной суммы в установленный срок.

Нередки случаи, когда пристав начинает взыскивать долг до истечения времени для самостоятельной выплаты. Такие действия незаконны и их необходимо обжаловать вышестоящим служащим ФССП, в суд или прокуратуру.

В каких случаях срок не устанавливается?

По некоторым обязательствам срок добровольного исполнения не устанавливается. К ним относятся следующие.

  • Алименты. Они должны быть исполнены немедленно, то есть не позднее дня, следующего за днем возбуждения производства.
  • Некоторые неимущественные обязательства. Так, если исполнительный документ содержит требования об устранении обстоятельств, представляющих угрозу окружающим, суд может указать, что он подлежит немедленному исполнению (например, решение об устранении нарушений в области пожарной безопасности).
  • Решение суда об обеспечении иска. Оно принимается по ходатайству истца до вынесения основного решения и содержит, как правило, требование об аресте имущества должника в пределах определенной суммы. Делается это для того, чтобы должник не скрыл или продал имеющееся у него имущество до того, как суд решит взыскать с него деньги.
  • В случае, если исполнительный документ был возвращен по заявлению взыскателя или из-за отсутствия у должника имущества, но потом был предъявлен повторно.

Те же правила действуют при:

  • конфискации имущества;
  • исполнении обязательных работ, назначенных в качестве административного наказания;
  • исполнении выдворения из Российской Федерации иностранцев, находящихся на ее территории с нарушениями.

В перечисленных случаях (кроме повторного предъявления исполнительного документа) не важно, получил должник постановление или нет. Пристав вправе начинать свою работу сразу после возбуждения производства, при этом соответствующий документ он все же обязан направить сторонам – делается это не позднее дня, следующего за днем возбуждения производства. Если это условие не соблюдено, действия работника ФССП незаконны.

А вот у уголовного штрафа время самостоятельного исполнения, наоборот, больше. Его должник может самостоятельно оплатить, не опасаясь неблагоприятных последствий, в течение двух месяцев со дня вступления приговора суда в законную силу. Исполнительский сбор при этом не взыскивается.

Может ли срок быть изменен?

Приставом

Ранее пристав мог назначить время для самостоятельного исполнения, не превышающее пять дней. Иными словами, оно могло составлять и пять, и четыре, и три, и даже один день. Однако в 2013 году в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» были внесены поправки, согласно которым работник ФССП вправе установить должнику лишь пятидневный срок. Изменить в большую или меньшую сторону это время пристав не может.

Судом

Сам срок для добровольного исполнения суд изменить не имеет права, однако он может предоставить должнику отсрочку исполнения. Она означает, что в течение времени, установленного судом, в отношении гражданина не будут применяться принудительные меры взыскания, а исполнительное производство будет приостановлено. Соответственно, в этот период времени можно не выплачивать долг.

Однако на практике взыскатель и представители ФССП в судебном заседании всегда выступают против отсрочки, ведь в их интересах как можно быстрее произвести взыскание. Кроме того, суды тоже с неохотой предоставляют гражданам отсрочку. Для того чтобы ее получить, нужны очень весомые причины. Ими могут послужить серьезная болезнь, повлекшая нетрудоспособность, или потеря имущества в ходе чрезвычайного происшествия (например, пожара).

Если заявление об отсрочке будет подано до истечения срока для добровольного исполнения, пока не принято решение о взыскании исполнительского сбора, есть возможность избежать его уплаты, погасив долг до окончания предоставленного судом времени.

Что делать если должник хочет, но не может исполнить решение суда?

Если гражданин согласен с решением суда и хочет его исполнить, но не имеет возможности, есть следующие варианты действий:

  • обратиться в суд за отсрочкой исполнения;
  • обратиться в суд за рассрочкой исполнения (в отличие от отсрочки, во время рассрочки платить нужно определенную сумму в определенное время (например, 3 000 рублей в месяц);
  • договориться со взыскателем, чтобы он отозвал решение суда из ФССП, и платить ему без участия приставов ежемесячно ту сумму, на которую он согласится.

Таким образом, решение суда необходимо исполнить в течение пяти дней с момента, когда на его основании было возбуждено исполнительное производство (за исключением некоторых видов исполнительных документов). Если должник не сделает этого, к нему применяют меры принуждения. Однако существует возможность избежать этого, обратившись в суд за отсрочкой или рассрочкой , а также договорившись со взыскателем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector