Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право граждан на участие в местном референдуме

Правила проведения референдума в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе. С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» Ильи Свиридова. Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года — о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года — о доверии президенту России Борису Ельцину. Последний всероссийский референдум — по принятию новой конституции — проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации. В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проголосовавших высказались за принятие основного закона, против — 41,57%.

Референдум — это.

Референдум (лат. Referendum) — это одна из форм прямого выражения мнения (всенародное голосование) граждан по ключевым вопросам государственного, регионального и местного значения.

Представляет собой основной институт прямой демократии и одновременно выступает как инструмент правотворчества граждан, так как его результаты нередко приобретают законодательную силу.

Условия организации и порядок проведения референдума прописываются в Основном законе государства и иных нормативных актах.

3. Обратная сила закона

Попран основной принцип права, в соответствии с которым закон, ухудшающий положение лица, не может иметь обратной силы.

Законодатель, видимо, активно прогуливал пары. И ввел следующее:

— за 3 года до вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности + еще 5 лет после – для руководителей.

— за 1 год + еще 3 года после – для членов, «иных лиц» и участников.

Чтобы к ним отнестись (к иным лицам), достаточно проявить «выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», а также «иное содействие деятельности (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации», либо «иные действия».

Ну то есть поучаствовал в митинге, организованном ФБК* (не знаю, что про них сейчас писать – экстремистский иноагент?) – все, фиг тебе, а не выборы. Донатил? Писал посты? Репостил? Твиты делал? Все, чувак, сорян.

Зеркальные поправки внесены в ФЗ «О выборах депутатов Госдумы».

Прочие формы волеизъявления гражданами местного самоуправления

Остальные формы свободного волеизъявления включают в себя опросы, проводимые среди граждан, общественное самоуправление, проведение различных акции, обращение в госорганы и прочие мероприятия.

К многочисленным акциям, проводимым среди населения конкретного муниципального образования для публичного обозначения общественного отношения к конкретной проблеме локального характера, относятся:

  • митинг;
  • демонстрация;
  • пикетирование;
  • собрания;
  • шествия.

Чтобы обратиться в госорганы, лицо может использовать жалобы, предложения и заявления, чаще всего оформленные в письменном виде, отправленные при личном обращении в учреждение, через почту или электронный веб-сайт (если он имеется).

Предложения могут исходить от одного лица либо от группы людей и содержать определённые пожелания или замечания, касающиеся функционирования государственных органов либо определённого должностного лица.

Заявление отправляется одним или несколькими лицами с просьбой о решении указанного в тексте документа вопроса, не связанного с нарушением прав или интересов конкретного гражданина. Необоснованный отказ должностного лица может послужить привлечением его к ответственности и снятием с должности.

Какие вопросы запрещено выносить на референдум?

Казалось бы, что может быть правильнее, чем всероссийский референдум? Когда решение народа принимается без посредников и лишних бюрократических проволочек. Однако, действующее законодательство сформулировано таким образом, что, фактически, любые вопросы запрещено выносить на референдум.

В России правила проведения референдумов регулируются федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации” от 28.06.2004 № 5-ФКЗ.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Однако это лишь в теории, поскольку на практике довольно трудно найти вопрос, который можно было бы выносить на референдум, нежели то, что выносить нельзя.

Читать еще:  Какая столица у канады

Итак, по статье 6 данного закона нельзя выносить:

1. Вопросы об изменении статуса субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции РФ.

Другими словами, субъект – область или Автономный округ, не смогут выйти из состава РФ, даже если все его жители этого захотят.

2. Вопросы о сроке действия полномочий президента и депутатов.

По этому пункту на всероссийский референдум нельзя выносить предложения как о продлении, так и о прекращении сроков полномочий Президента, Госдумы Федерального собрания, а также о проведении досрочных выборов. Это означает, что граждане не могут “уволить” действующего президента или своим решением распустить парламент.

3. Вопросы о сроке действия полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Запрещено выносить вопросы об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, т.е. всех чиновников.

4. Вопросы о персональном составе федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов.

Это означает. что граждане не могут повлиять на состав министерств и ведомств, на численность и работу конкретных чиновников.

5. Вопросы о полномочиях органов, созданных международным договором.

Дословно пункт звучит так: “об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации”. Это Советы, Комиссии при международных организациях, а также дипломаты. На их деятельность россияне повлиять не могут.

6. Вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

Возможно, этот пункт в законе остался потому, что референдум – дело не быстрое, и на него уходят месяцы?

Раньше в старой версии закона было ещё несколько важных пунктов. Однако позже в редакции закона от 2008 года эти пункты исключили. Это были вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении внешних и внутренних российских обязательств, вопросы о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также об амнистии и помиловании.

“Фуух!” – можно было бы сказать. Хоть что-то россиянам оставили! Но не тут то было. Этим же законом от 2008 года был введен ещё один пункт, который звучал так:

7. Вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Так что, фактически, перечень был не убран, а лишь расширен до неопределенного множества вопросов. Да и вообще трудно предположить, чтобы вопросы ведения Российской Федерации были «бесхозными», не оказались включенными в круг полномочий какого-то федерального органа государственной власти. Даже простой и очевидный вопрос – принятие федеральных законов можно считать относящимся к исключительному ведению палат Госдумы. Поэтому, какой бы вопрос сейчас не предложили на референдум, Центральная избирательная комиссия и Верховный суд могут сказать, что мы нарушаем компетенцию Государственной думы.

Если посмотреть 71 статью Конституции, к компетенции («ведению») Российской Федерации относятся следующие сферы:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.

Из комментариев к 71- ой статье Конституции, следует, что “Предмет ведения Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства и др.)”. Другими словами, весь этот список и попадает в закон о референдуме.

Читать еще:  Новостройку на кадастровый учет

Таким образом, принятый в 2008 году новый пункт , сделал проведение референдума в России практически невозможным. Поскольку попросту нет такого вопроса, касающегося внутреннего законодательства, который не попадал бы под все эти требования.

Однако если такой вопрос всё же найдется, то есть ещё один пункт 7 статьи 6:

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

И этот пункт может поставить точку на любом вопросе референдума, даже если он чудом миновал предыдущие запреты.

Политическое участие в процессе принятия решения: признаки и формы

Под гражданами в контексте определения политического участия имеется ввиду рядовые граждане, к которым не относятся:

  • Социальные субъекты процесса принятия решений, а именно чиновники высшего или местного аппарата управления;
  • Лица, которые служат в законодательных, судебных или исполнительных органах власти, в силовых структурах и т.д.;
  • Лица, материально-заинтересованные в принятии определенного решения.

Исключениями являются случаи, когда указанные выше лица принимают участие в голосовании в роли избирателя на добровольной основе с высокой степенью осознанности собственной общественно-политической позиции.

Альтернативой явлению политического участия выступает абсентеизм, или процесс уклонения от добровольной деятельности в сфере влияния на политические решения. Причиной этому явлению может быть отсутствие мотивации или интереса к политической сфере жизни общества.

Политическое участие в жизни общества может проявляться с помощью специальных форм, среди которых выделяют:

  • Манифестации массового характера, к которым относят митинги, пикеты, забастовки, демонстрации и т.д. Их цель состоит в привлечении внимания со стороны власти на потребность общества в принятии решений касательно определенной сферы.
  • Участие в голосовании на выборах, в результате которых происходит изменение структуры государственного аппарата, или референдумах касательно актуальных вопросов устройства государства и жизни общества.
  • Влияние на процесс принятия решений с помощью вступления в определенные политические партии, верхушка которых может выступать субъектом данного процесса или находится в оппозиционном положении к власти государства;
  • Выражение собственных мыслей по поводу политических процессов, протекающих в настоящем времени либо находящихся в разработке для будущего внедрения, посредством публикаций в СМИ.
  • Непосредственное обращение в высшие или местные органы власти государства, организация встреч с политиками и т.д.

Виды политического участия граждан государства можно классифицировать по таким признакам:

• По степени законности:

  • Легальные –– участие с помощью разрешенных законом форм проявления;
  • Нелегальные –– участие с помощью запрещённых форм политического участия, к которым относится терроризм, несогласованные акции и митинги и т.д.
Читать еще:  Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество

• По количественным признакам:

  • Индивидуальные;
  • Коллективные;
  • Массовые.

• По масштабным характеристикам:

  • Местные;
  • Региональные;
  • Национальные.

• По степени вовлеченности в политический процесс:

  • Разовое участие –– периодический характер совершения действий касательно политических целей общества;
  • Участие «по совместительству» –– политическое участие не обусловлено политической деятельностью как родом профессии, но проявляется в более активной форме, чем разовое;
  • Профессиональное участие –– гражданин имеет активную политическую позицию и предпринимает действия по превращению собственной политической деятельности в профессию.

Формы политического участия имеют различия касательно таких критериев как:

  • Направленность в сторону определенных политических целей либо индивидуальных интересов;
  • Количество затраченных ресурсов на политическое участие;
  • Степень конфликта с государственной властью;
  • Уровень давления на представителей власти со стороны членов политического участия;
  • Объем кооперации для осуществления политического участия и т.д.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Политический протест –– тип реакции граждан, на конкретное действие органов власти, на решение, на политическую ситуацию и т.д. Протест имеет высокую степень конфликта с властью, может оказывать значительное влияние на политиков и требует кооперирования граждан в группы.

Политическое участие выполняет определенные функции, среди которых выделяют:

  • Высокий уровень контроля граждан касательно деятельности органов власти;
  • Влияние мнения граждан на принятие политического решения;
  • Совершенствование политической системы;
  • Удовлетворение потребностей граждан в участии в важных социально-политических процессах.

Самой распространенной формой политического участия в жизни общества являются выборы как на уровне местного самоуправления, так и на государственном уровне.

Референдумы в России и мире

В России

Занятно, что понятие «референдум» законодательно был введен в Конституцию СССР 1936 года, а фактически первый был проведен 17 март 1991 года — по вопросу сохранения того же СССР. И еще более забавно то, что более 70 % проголосовало за сохранение союза, но республиканские органы власти республик (которые де факто уже от него отделились) не признаки решение этого референдума, и СССР таки распался.

25 апреля 1993 года в разгар противостояния Ельцина и Верховного совета был проведен референдум о доверии Ельцину. Народ высказался за поддержку первого Президента РФ, что дало ему политическую основу для победы над Верховным советом уже осенью этого же года. А Россия могла бы стать парламентской республикой, такая историческая альтернатива была….

Остальные референдумы в России на федеральном уровне не проводились. Но были региональные по территориальным вопросам.

В истории России есть прецеденты собраний всего народа для решения вопросов общегосударственного значения: в Древней Руси — это вече, в Московском государстве — Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии.

За рубежом

На основании толкования Конституции Бразилии 1988 г. и, в частности, ст. 49, определяющей компетенцию Национального конгресса, ряд конституционалистов пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В 1969 г. во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. де Голем своего поста).

В Англии и в США очень не любят общегосударственные референдумы. Они появляются только для решения локальных вопросов, местного значения. Там господствует позиция, что национальные органы государственной власти лучше разберутся во всех вопросах.

Можно. Избиратель имеет право отозвать заявление и проголосовать либо на своем участке, либо выбрать другой.

Но есть важное условие – это нужно сделать до 13 сентября включительно. Потом что-то изменить уже будет невозможно.

Выборы депутатов Госдумы и Алтайского краевого Заксобрания пройдут 17-19 сентября.

Город или село: за каких избирателей будут биться «думские» кандидаты на Алтае

Самыми удобными для проведения избирательной кампании эксперты называют Бийский и Рубцовский округа — несмотря на их обширность, они расположены вдоль трасс и по ним относительно легко передвигаться

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector