Doberman-sv.ru

Дом и Быт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация

  • Печать
  • E-mail

К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:

  • Автолестницы;
  • АПК или пожарные коленчатые подъёмники;
  • Машины для перевозки и укладки пожарных рукавов;
  • Транспортные средства для газодымозащиты;
  • Машины, удаляющие дым;
  • Аварийно-спасательные автомобили;
  • Автомобили связи и освещения;
  • Машины для организации работы штаба.

Основные пожарные автомобили

Такой транспорт объединяет несколько разновидностей машин. Среди таких – наиболее распространенная техника – автоцистерны, оборудованные функциональными насосами и вместительными резервуарами для огнетушащей жидкости (как правило, в качестве таковой используется пена или вода). Такие машины предназначены для перевозки специального оборудования, устройств, а также огнетушащих субстанций непосредственно к месту пожара. Кроме того, пожарные автоцистерны можно использовать и в качестве промежуточных объемов при перекачке воды.

Пожарные автоцистерны создают на основе грузовых авто, объединяющее в своем составе кузов, шасси и двигатель. Но по сравнению с типичными грузовыми машинами автоцистерны отличаются некоторыми модификациями. В частности, их система охлаждения является усиленной специальной системой охлаждения, в составе которой – связанные с пожарным насосом через соединительные трубы теплообменник. Эта система предупреждает перегрев в летной зной двигателя.

При этом конструкцию шасси грузовой машины (механизмы управления, ходовую часть и трансмиссию), преимущественным образом, сохраняют в ее первозданном виде. Пожарные автоцистерны комплектуют насосной установкой – специальной вакуумной системой, пеносмесителем, пожарным насосом и водопенными коммуникациями.

На данный момент используются различные типы пожарных авто – тяжелые, средние и легкие. Данная техника отличается параметрами емкости вывозимых средств тушения. Такие характеристики составляют, соответственно, свыше четырнадцати, от 7,5 до 14 и от 2 до 7,5 тонн соответственно. Автоцистерны выполняют на основе автомашин ЗИЛ, КамАЗ, Урал.

Идентичной во многих составляющих с автоцистернами конструкцией обладают автонасосы. Отличие в том, что их оснащают более разнообразным оборудованием, а также увеличенными емкостями, предназначенными для перевозки пенообразователя. Такие авто используют самостоятельно, а также совместно с АЦ и выполняют на основании шасси КамАЗ.

Еще один тип машин – автомобили первой помощи. Их предназначение – оперативная доставка огнетушащей субстанции и малогабаритного оборудования для тушения пожаров в первоначальной стадии, а также для осуществления первоочередных аварийно-спасательных работ.

Пожарные машины – это очень широкое понятие, к которому могут относится и плавательные средства, и самолёты, и поезда, и многие другие технические средства. На всех пожарных автомобилях имеются опознавательные знаки: специальная краска, таблички, звуковые и световые устройства. Каждое техническое средство окрашено в красный цвет с добавлением небольшого количества белого и чёрного. Если речь идёт о выдвижных установках, которые потенциально могут угрожать жизни человека, то на них дополнительно наносится бело-красная разметка.

Классификация пожарных машин осуществляется на основании работы, которая будет ими выполнятся. Сегодня можно выделить основные и специальные пожарные автомобили, а также вспомогательную технику.

Основные пожарные машины

Это автомобили, которые подают необходимое количество огнетушащих материалов к месту возгорания. Данную категорию также подразделяют на машины аварийно-спасательные и целевые. Первые используются для тушения огня, а вторые могут использоваться для огромного количества задач. Для наглядности представляем классификацию основных пожарных машин, в которой все средства разделены на основании их применения.

  • АЦ – автоцистерна;
  • АНР – насосно-рукавный;
  • АПП – первая помощь;
  • АВД – насос высокого давления;
  • АПС, ПСА – пожарно-спасательные;
  • АП – порошковое тушение;
  • АА – аэродромные машины;
  • АПТ – пенное тушение;
  • АКТ – комбинированное тушение;
  • АГТ – газовое тушение;
  • ПНС – насосная станция;
  • АГВТ – газоводянное тушение;
  • ППП – пеноподъёмники пожарные.

Если говорить о автоцистернах (АЦ), то они производятся на базе самых разных грузовых автомобилей: ЗИЛ, КАМАЗ и УРАЛ. Основными отличиями является объём цистерны с водой, объём бака с пеной, мощность пенообразователя, а также производительность насоса. Помимо этого, данную технику используют для перевозки всевозможного оборудования к месту пожара. Существует 3 основных типа автомобильных цистерн: лёгкие, средние и тяжёлые. Объём цистерны лёгких – 2 000 литров, у средних цистерны с водой вмещает от 2 500 до 4 000 литров, а тяжёлые АЦ вмещают от 4 500 литров и больше.

В какой-то степени автоцистерны схожи с автонасосами (АНР). Последние точно также оснащаются большим количеством всевозможных агрегатов и материалов, которые позволяют эффективно бороться с огнём. Эта техника используется либо отдельно, либо вместе с автоцистернами. Эти автомобили выпускаются лишь на базе грузовика КАМАЗ.

Пожарные машины первой помощи используются для быстрого подвоза всего необходимо для сдерживания огня до прибытия крупной спецтехники. Эти машины выпускаются на базе ГАЗ.

Также пожарные машины классифицируются по ГОСТу. Классификация осуществляется по следующим показателям:

  • Посадочная формула;
  • Компоновочная схема;
  • Климатическое исполнение.

Специальные пожарные машины

Данные агрегаты лучше всего подходят для проведения спасательных работ и тушения пожара в особых зонах. Чаще всего их задействуют для того, чтобы подняться на высоту, разобрать элементы разрушенного строения. Именно поэтому, ключевым различием моделей является высота выдвижной автолестницы и мощность генератора для работы техники. К специальным машинам относится автомобиль рукавный, автолестницы, а также установки для оснащения связи и света.

Читать еще:  Могу ли я написать отказ от врача

С помощью автолестниц осуществляется подъём на высоту. Данная машина может быть малой (подъём до 2 метров), средней (подъём до 3 метров) и большой (подъём более 3 метров). Также автолестницы различаются источником питания. Он либо гидравлический, либо механический, либо электрический или же комбинированный.

Рукавной автомобиль – это машина, которая идеально справляется с перевозкой рукавов к пожару. Она создаётся на базе ЗИЛ. Диаметр рукавов определяет максимально возможный объём.

Установка для связи и света – единственная возможность организовать работу рабочей бригады со всеми необходимыми для этого коммуникациями. Базовая комплектация включает в себя: радиостанции, рупор, телефон и прожектор. Чаще всего выпускаются эти установки на базе ГАЗ.

Вспомогательная пожарная техника

К вспомогательной технике относятся бензовозы, грузовые автомобили, а также ремонтные мастерские. Помимо этого, с их помощью организуется работа пожарных расчётов, осуществляется передвижение пожарных и перевозка разных материалов для борьбы с огнём.

Вспомогательными пожарными машинами, помимо бензовозов и грузовых автомобилей, можно назвать: автобусы, автокраны, тракторы, экскаваторы, диагностические лаборатории и автотопливозаправщики.

Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей

Самый яркий пример специальной пожарной машины – это автолестница. Данный автомобиль позволяет доставить на высоту всё и всех для того, чтобы пожар был потушен быстро. Автолестницы могут различаться высотой подъёма, вылетом лестницы, максимальной рабочей нагрузкой на стрелу, углом поворота стрелы, углом подъёма лестницы, а также временем для осуществления манёвра.

АЛ-17 (5301)

Данная автолестница задействуется для осуществления спасательных, аварийно-восстановительных, противопожарных и прочих оперативных задач.

С её помощью доставляются люди, ПТВ, инструменты и оборудование к назначенной точке. Лестница поднимает всё необходимое на высоту 17 метров. У лестницы имеется платформа с заграждением, откуда можно тушить пожар.

АЛ-30 (T815)

Также, как и предыдущая автолестница, АЛ-30 (T815) задействуется для спасения людей, тушения пожаров и выполнения аварийно-восстановительных работ. В данном случае, подъём может осуществляться на высоту 30 метров.

При необходимости на высоте может быть подключён лафетный ствол, позволяющий эффективно тушить огонь. Для подачи тушащей жидкости используется гидравлический насос. В системе электрооборудования всегда 24В тока.

АЛ-50 (65115)

Эта автолестница может поднимать грузы и пожарный расчёт на высоту 50 метров. Также она оснащена люлькой, в которой тоже можно установить лафетный ствол.

Последняя модель автолестницы отличается от предыдущих, большим количеством всевозможных подключаемых инструментов для тушения пожара.

Основные пожарные автомобили целевого применения

Не все виды возгораний можно тушить водой. В некоторых случаях нужны совершенно другие тушащие вещества.

Пожарные машины, которые тушат огонь не водой, относятся к технике целевого применения.

Аббревиатура АВ расшифровывается как «автомобиль воздушно-пенного тушения». Пеной тушат главным образом горящие нефтепродукты. Водой ни нефть, ни бензин тушить нельзя, только хуже будет. В баке у АВ, кстати, не пена, а специальное вещество — пенообразователь. Для получения пены его смешивают с водой и воздухом в специальных устройствах (пеногенераторах).

Водой нельзя тушить и все, что находится под электрическим напряжением, — ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. п. Для тушения таких объектов нужен специальный порошок и автомобили порошкового тушения, или сокращенно АП. Самые новые АП в Беларуси охраняют, естественно, БелАЭС.

Существуют машины, на которых установлено и пенное, и порошковое пожарно-техническое вооружение. Их называют автомобилями комбинированного тушения, или АКТ. Таких машин совсем немного, а самая передовая охраняет предприятие «Гродно Азот».

Бывают случаи, когда каким-то материальным ценностям, горящим внутри помещения, вода может нанести не меньший вред, чем огонь. На этот случай созданы автомобили газового тушения, или АГ. Закрытые помещения заполняют специальным газом (углекислотой), который нейтрализует саму химическую реакцию горения.

Самый экзотический и редкий тип пожарной техники целевого применения — это АГВТ, автомобили газоводяного тушения. Главный рабочий орган таких машин — авиационный реактивный двигатель, генерирующий плотную высокоскоростную газовую струю. В эту струю от насосной станции под большим давлением подается вода. Нужны АГВТ для борьбы с горящими под давлением нефтяными и газовыми фонтанами.

Отдельный тип пожарной спецтехники — аэродромные автомобили, или АА. Это ближайшие родственники АЦ и АВ, оснащаемые дополнительным оборудованием, которое способно, например, покрыть толстым слоем пены всю ВПП. Главный оператор аэродромных пожарных автомобилей в нашей стране не МЧС, а «Белаэронавигация», но у самого МЧС тоже есть АА, который охраняет эмчээсовский аэродром Липки.

Виды технического обслуживания

Объем процедур и периодичность ТО пожарных машин определяется инструкциями по эксплуатации этих транспортных средств и нормативными документами, регламентирующими обслуживание и ремонт противопожарной спецтехники. Самостоятельно сокращать или отменять какие-либо из установленных видов работ категорически запрещается.

Автомобили, располагаемые в боевом расчете и в резерве, всегда должны быть технически готовыми к выполнению своих функциональных задач.

Читать еще:  Первые документы малыша и денежные выплаты

Их готовность определяется:

  • надлежащим техническим состоянием;
  • заправкой, в требуемых объемах, горюче-смазочными и огнетушащими веществами;
  • комплектацией требуемыми средствами и инструментами для борьбы с огнем;
  • соответствием внешнего вида нормативным требованиям (окраска, указатели, световые и звуковые приборы).

В зависимости от объемов работ и периодичности их выполнения есть разные виды технического обслуживания пожарных автомобилей.

Спецтехника постоянного использования

Для пожарных машин, постоянно используемых в боевых расчетах, предусмотрены следующие виды ТО:

  1. контрольный осмотр при поступлении на дежурство, выезде с места постоянной дислокации;
  2. ТО при выполнении спасательных, аварийных работ, на пожаре;
  3. ТО1 и ТО2;
  4. сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр предусматривает проверку наличия в автомобиле достаточного количества горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, целостности и исправности основных рабочих узлов, используемых при тушении пожара. ТО при выполнении боевой задачи проводится непосредственно на объекте использования техники.

Оно предусматривает выполнение необходимых процедур, регламентируемых нормативными документами МЧС РФ, а также эксплуатационными инструкциями машин соответствующих моделей. Выполнение этих работ исключит непредвиденную поломку спасательной техники во время выполнения ее функциональных задач.

ТО1 выполняется с целью снижения интенсивности износа узлов и деталей, своевременного выявления дефектов и поломок. Перечень работ включает визуальный осмотр, регулировку, проверку крепежей, смазку рабочих узлов и систем.

ТО 2 предусматривает выполнение работ по ТО1 и дополнительно, более глубокую, проверку состояния всех функциональных узлов и систем. Постоянно эксплуатируемые спецавтомобили обязаны дважды в год проходить сезонное ТО. Это позволяет адаптировать спецтехнику к разным климатическим условиям – зимы и лета.

Техника на хранении

Пожарные автомобили, которые находятся в резерве, также периодически обслуживаются. ТО выполняется для того, чтобы исправную технику можно было в любой момент ввести в дежурный расчет.

Различают следующие виды ТО для временно неиспользуемых автомобилей:

  • месячное ТО;
  • полугодовое обслуживание;
  • годовое ТО;
  • регламентные процедуры.

Перечисленные работы выполняются в соответствии с инструкциями завода-производителя. В процессе хранения автомобилей также уделяется внимание его внешнему виду:

  1. наличие грязи, пыли на рабочих узлах;
  2. целостность защитных покрытий, лакокрасочного слоя;
  3. надежность герметизирующих уплотнителей.

Ежедневное

Ежедневное техническое обслуживание пожарных автомобилей выполняется каждый раз при смене боевого расчета.

Его основной целью является:

  • обеспечение работоспособности машины;
  • безопасная доставка команды спасателей к объекту возгорания;
  • безотказная работа функциональных узлов, используемых для тушения огня, эвакуации людей.

Перед тем, как сдать смену, водитель с составом пожарного расчета должен выполнить процедуры ежедневного ТО и подготовить технику к передаче другому расчету. В случае выявления неисправностей их следует устранить.

Когда проводится ежедневное техническое обслуживание пожарных автомобилей, выполняются следующие действия:

  1. внешний осмотр рабочих узлов;
  2. проверка наличия топлива, масла, других рабочих жидкостей;
  3. комплектность и исправность устройств и инструментов для пожаротушения;
  4. наличие огнетушащих веществ.

После выполнения перечисленных процедур машина передается водителю заступающего на дежурство расчету, который проверяет ее на соответствие установленным нормам.

Сезонное

Этот вид ТО выполняется два раза в год с целью нормальной работы техники в весенне-летний и осенне-зимний период.

Перечень работ сезонного технического обслуживания пожарных автомобилей включает:

  • прочистку сжатым воздухом и промывку элементов системы питания мотора;
  • регулирование системы питания в соответствии с климатическими условиями эксплуатации техники;
  • сезонную смену горюче-смазочных материалов и других рабочих жидкостей;
  • обработку мест коррозии (при наличии) их покраска.

Кроме перечисленных работ, при подготовке машин к зимнему периоду, дополнительно к перечисленным процедурам, проводится:

  1. установка элементов утепления;
  2. проверка работоспособности систем обогрева кабины, двигателя, функциональных отсеков;
  3. проверка предпускового обогревателя;
  4. заправка систем охлаждения и обмывания стекол незамерзающими жидкостями;
  5. удаление скопившегося конденсата в системах пневмопривода тормозов, системах пневмоуправления и пуска.

Подготовка машин к эксплуатации летом предусматривает выполнение следующих процедур:

  • отключение предпускового обогревателя;
  • снятие с машин утеплительных элементов;
  • заправка «летнего» омывателя стекла;
  • заправка «летним» дизтопливом.

Заключение

Надежная и отказоустойчивая пожарная машина – это залог оперативного прибытия группы спасателей на объект, быстрое тушение пожара, возможность безопасной эвакуации людей, надежная защита спасателей во время работы.

Учитывая это, важно своевременно выполнять все требования и соблюдать порядок технического обслуживания пожарного автомобиля. В таком случае техника всегда будет в исправном состоянии и сможет выполнить поставленную задачу.

Видео: Техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

Текущее использование и поддержание в рабочем состоянии средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения осуществляется на основании Наставлений по организации газодымозащитной службы.

Кислородоизолирующие противогазы (птв) относятся к индивидуальному оснащению и могут применяться лицами прошедшими медобследование и соответствующее обучение. Баллоны со сжатым воздухом и прилагаемые к ним аппараты для дыхания не относятся к предметам индивидуального пользования, однако прилагаемые к ним маски эксплуатируются по правилам для противогазов, приведенных выше.

При смене пользователя птв или маски для дыхания, а также в случае если пожарный подвергся инфекционному заражению, переболел, индивидуальная оснастка подлежат обязательной санитарной обработке. При использовании птв или масок их владелец несет полную ответственность за соблюдение правил эксплуатации и обслуживания подобных изделий. Применение неисправных средств защиты органов дыхания и зрения не допускается до момента восстановления их работоспособности после ремонта, о чем делается запись в соответствующем журнале.

Читать еще:  Единая дежурно-диспетчерская служба

Особые правила ОТ в работе пожарной охраны

Однако, конечно, работа сотрудников государственной противопожарной службы — это совершенно особый вид деятельности, сопряженный с высоким уровнем опасности. Поэтому для данной категории сотрудников, помимо общих требований, применяемых и к другим категориям персонала, для гарантии их безопасности применяются и специальные правила, сформулированные в приказе № 1100. Они имеют системный характер и охватывают все аспекты работы в этой сфере. В структуре приказа имеются следующие разделы:

  • правила эксплуатации зоны выполнения работ, используемой вспомогательной техники и инструментов. В этом разделе отдельно выделяются правила эксплуатации особых типов помещений, включая караульное помещение, комнату для еды, центральные пункты обеспечения пожарной связи, гараж, рукавную базу, аккумуляторное помещение и проч.
  • порядок эксплуатации профессионального пожарного оборудования и его технического обслуживания. В данном разделе приводятся правила применения пожарных автоцистерн, насосно-рукавных автомобилей, автомобилей, порошкового, газового и смешанного газово-порошкового тушения, автолестниц и коленчатых автоподъемников, аварийно-спасательной техники и проч.;
  • обеспечение охраны труда в ходе осуществления разных технологических процессов. В этой части нормативного документа описывается порядок несения службы в дежурных караулах, выезда и следования к месту возгорания, разведки пожара, проведения аварийно-спасательных работ в зоне возгорания и разрушения, работы с инженерными сетями и проч.

В приложении к правилам, утвержденным приказом № 1100, приводится список веществ и химических соединений, при которых производить тушение водой может быть опасно. Эти сведения оформлены в виде таблицы, в которой зафиксировано название вещества или соединения, его химическая формула, а также возможная реакция при контакте с водой — это может быть взрыв, воспламенение, повышение температуры или другие нежелательные эффекты.

На фоне лесных пожаров, пандемии коронавируса и тяжёлой жары один из главных метеорологов Антальи Мурат Гюлер попросил местных жителей и туристов не выходить на улицы с 10 до 16 часов. Об этом сообщило агентство «Anadolu».

В ближайшие дни температура в Анталье будет составлять +42 градуса. Всё это приводит к тому, что туристы и местные жители стремятся к морю, вода в котором прогрелась уже до +30 градусов. При этом влажность составляет минимальные 5%.

По словам Гюлера, такая погода будет сохраняться в Анталье ещё несколько дней подряд. Она на 5-6 градусов выше средней нормы. Во избежание солнечных ударов и ожогов специалист попросил пожилых людей и детей в дневные часы оставаться дома. То же пожелание относится к людям, имеющим хронические заболевания, и туристам.

Защита для ног

В роли специальной обуви в данном случае обычно выступают сапоги пожарного резиновые термостойкие. Главное требование к ним — достаточная прочность и стойкость к различным воздействиям:

  • механическим;
  • температурным;
  • климатическим;
  • химическим и т.д.

Такая обувь разрабатывается и производится в расчете на экстремальные условия эксплуатации. Даже в самых сложных ситуациях никаких разрушений и повреждений не случается.

Так, например, носочная часть ноги защищена от температур в несколько сотен градусов по Цельсию (обычно около 200), а также от теплового потока не менее 5 кВт на квадратный метр. Настолько экстремальными условия могут быть в течение нескольких минут — достаточно, чтобы отбежать.

В северных районах обувь защищает и от экстремально низких температур — до −60 градусов по Цельсию. На такие случаи обычно предусмотрены специальные утеплители. При всех этих условиях вес обуви должен быть небольшим, а колодка — комфортной, чтобы человеку было удобно в ней бегать.

СОБР и ОМОН

Многочисленные спецподразделения существовали в недрах системы МВД. В 1977 году во внутренних войсках появилась учебная рота специального назначения. Затем ее переформировали в батальон. Потом на его основе создали отряд спецназа «Витязь».

По шаблону этого подразделения во внутренних войсках были организованы другие отряды специального назначения. Главная их задача — борьба с незаконными вооруженными формированиями. Не было ни одной горячей точки в СССР и России, где бы не побывали их бойцы.

В неспокойные постперестроечные годы в МВД создали отряды милиции особого назначения (ОМОН). Первый такой отряд появился в 1988 году. Они были предназначены для пресечения массовых беспорядков, охраны массовых мероприятий. Это был силовой резерв милиции.

В 1993 году во время разгула криминала начинают создаваться специальные отряды быстрого реагирования (СОБР). Это уже были небольшие команды офицеров-профессионалов. Они стали силовой поддержкой оперативников. В их задачу входит задержание опасных преступников и освобождение заложников.

В 2016 году отряда спецназа внутренних войск, ОМОНы и СОБРы передали из МВД в состав новой силовой структуры — Росгвардии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector