Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование нежилых помещений

Что это такое нежилое помещение – определение по ЖК РФ

Термин «помещение» используется в отношении жилых и нежилых объектов недвижимости. И если с первыми все понятно, то статус и признаки нежилых помещений (далее – НП) вызывает вопросы у некоторых людей. Рассмотрим, что такое нежилая недвижимость в МКД, каковы признаки и виды таких помещений, права и обязанности собственников и арендаторов, а также отличия от жилых объектов.

В статье расскажем:

Целевое назначение: понятие и значение

Интересно отметить, что в законодательстве термин «целевое назначение помещения в договоре аренды» вообще никак не определяется. Но при этом судебная практика по спорам о нецелевом использовании арендованного имущества весьма обширна (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2013 по делу № А56-20339/2012, Арбитражного суда Центрального округа от 08.12.2014 по делу № А35-9521/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2012 по делу № А63-11046/2011).

Если следовать дальше алгоритму составления договора аренды нежилого помещения, то встает вопрос о соотношении понятий «целевое назначение», «назначение», «целевое использование». По сути, все они являются синонимами, поэтому употребление того или иного сочетания слов не меняет общего смысла явления.

Мы уже выяснили, что такой признак, как нежилое, является для помещения существенным на стадии определения объекта договора. Что касается остальных классификаций на виды целевого назначения помещения, то это уже больше относится к условиям использования арендуемого помещения.

Таким образом, получается, что целевое назначение нежилого помещения — это такая категория, которая определяется только сторонами сделки. Рассматриваемое нами понятие применяется как устоявшаяся терминологическая конструкция при составлении договора аренды. Согласно пп. 1, 3 ст. 615 ГК РФ арендованное имущество должно использоваться в соответствии с условиями договора или назначением имущества. Каким образом прописывают то или иное назначение, разберемся далее.

На заметку

Различий в обязанностях собственников жилых и нежилых помещений в вопросе содержания общего имущества нет (ст. 39 ЖК РФ).

Владелец квартиры и хозяин кладовки или машиноместа в МКД одинаково участвуют в содержании общедомового имущества. Физические и юридические лица должны платить за потреблённые коммунальные услуги, в том числе и затраченные на содержание ОИ, и капитальный ремонт в доме. Плату нужно вносить своевременно и полностью.

Между тем у собственники нежилых помещений есть право владения, пользования, содержания и распоряжения помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Нежилое помещение – часть многоквартирного дома, если оно указано в технической документации. Если такое помещение оформлено в собственность, его площадь учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общедомовым имуществом и могут участвовать в ОСС.

Собственник нежилого помещения тоже имеет право участвовать в общем собрании собственников, количество его голосов пропорционально площади указанного помещения.

Что можно открыть в ПСН?

Коммерческую недвижимость делят на группы по целевому назначению:
Торговые. Коммерческие площади, предназначенные для реализации товара: Торговый центр, магазин, аптека, автосалон.
Офисные. Помещения, арендованные для работы сотрудников, проведения конференций, приема клиентов.
Индустриальные. Помещения, где расположено производственное оборудование, хранится сырье и готовая продукция: склады, хранилища, цеха, автосервисы.
Социальные. Детские учреждения, медицинские и научные центры.

Читать еще:  Российское гражданство: проблемы получения

Классификация коммерческой недвижимости, а значит и ПСН, так условна, что даже специалисты не приходят к единому мнению. Куда отнести предприятия общественного питания: кафе, столовые? Это производство или торговля? Предприятия сферы услуг и досуга тоже не вошли в эту классификацию. Если считать, что салон красоты, ремонтная мастерская и фитнес-центр – это продажа услуг, тогда торговля. Кроме того, предприниматель может совместить несколько производств. Например: магазин-пекарня, склад-магазин.

Так что, все это можно открыть в помещении свободного назначения. Нет никаких инструкций, что можно делать в ПСН, все определяют желания, возможности и цели арендатора.

Можно ли оформить регистрацию в нежилом помещении?

Нет, так как отсутствие прописанных по адресу нежилого объекта является одним из его признаков. Но, регистрацию можно оформить в том случае, если объект из нежилого фонда перевести в жилой.

Отсутствие возможности прописки не исключает использования объекта как юридического адреса.

Перевести объект из нежилого в жилой сложно, так как нужно привести его в состояние, которое пригодно для круглогодичного проживания людей. Кроме строительных работ нужно все оформить должным образом и с юридической стороны — получить заключения от исполнительных органов, разрешения от пожарной инспекции, санэпидстанции. Только после того, как вся разрешительная документация будет на руках, можно начинать процесс оформления права собственности, а уже на основании этого и прописку.

Нежилые помещения выше первого этажа – возможно ли это

Нежилые помещения в многоэтажках обычно находятся на цокольных и первых этажах. Разрешено размещать их и выше, но в этом случае потребуется соблюдать некоторые условия:

  • помещение внизу также должно быть нежилым;
  • нежилой объект должен быть с отдельным входом.

Из-за этих ограничений владельцы квартир, расположенных выше первого этажа, нечасто переводят помещения в разряд нежилых. Эта операция экономически невыгодна, поскольку на посещаемость объекта во многом влияет его доступность.

Как отличить жилое помещение от нежилого

Жилищный кодекс (ст. 16 и 17) гласит, что под жилыми помещениями понимаются дома, квартиры и комнаты или их части, и предназначены они исключительно для проживания в них граждан. Определение части дома или квартиры подразумевает жилые комнаты и помещения общего пользования, необходимые для удовлетворения нужд жильцов (санузлы, кухня и т.п.).

Жилым помещение можно считать только тогда, когда оно изолированно, входит в недвижимое имущество и отвечает техническим и санитарным параметрам пригодности. Нежилыми помещениями законодательство считает те, которые обозначены таким образом в проектной документации здания и при этом не относятся к общему имуществу собственников. Также нежилые помещения определяются как отличные от зданий, но неразрывно с ними связанные.

Что такое нежилое помещение?

Жилая и нежилая недвижимость, а также особенности ее перевода из одного в другое описаны в главе 3 ЖК РФ, однако строго определения того, что же именно собой представляет нежилой объект, подходящий для коммерческой деятельности там нет. Как следствие, возникают многочисленные проблемы и недопонимание.

Читать еще:  Блазонное описание государственного герба республики карелия

Определения исходя из законодательства РФ

Как уже было сказано, в ЖК РФ нет четкого определения нежилой недвижимости. Однако, с другой стороны, есть достаточно детальное описание жилого помещения. Легко можно предположить, что если объект не является жилым, то он, что вполне логично, относится к нежилым. Однако и это не совсем верно.

Нежилая недвижимость действительно не приспособлена для постоянного проживания людей. Однако отдельно нужно выделить еще и общедомовую недвижимость, которая тоже не используется для постоянного проживания, но и назвать ее нежилой недвижимостью, пригодной для ведения коммерческой деятельности тоже нельзя. Сюда относят, например, лестничные пролеты, лифтовые шахты, чердаки и подвалы с оборудованием, обслуживающим дом, гаражи, стоянки и так далее.

К счастью, в других официальных документах более или менее внятное описание подобных объектов все же есть:

  • ПП РФ №354 гласит о том, что под нежилыми помещениями понимают такие, которые указаны как нежилые в проектной/технической документации и не являются общедомовым имуществом.
  • Приказ Минземстроя №37 уточняет, что нежилые помещения не предназначаются для постоянного проживания людей и могут использоваться в санитарных, лечебных, торговых, бытовых и других подобных целях.

Основные признаки нежилых помещений

Если обобщить все данные, описанные в разных законах, постановлениях правительства, указах и других подобных документах, то можно выделить несколько основных признаков, характерных для всех или большинства нежилых помещений, пригодных для ведения коммерческой деятельности:

  • Есть отдельный вход, никак не связанный с тем входом/выходом, которым пользуются жильцы МКД.
  • В помещении никто не прописан (особенно актуально для тех объектов, которые ранее входили в состав жилого фонда).
  • Помещение хоть и является частью строения/дома, но при этом выделено, не имеет доступа к основному пространству дома.
  • Во всех документах помещение отмечено как нежилое (основной признак).
  • Не предназначается для постоянного проживания людей.

Это основные параметры, характерные для нежилых помещений. В ряде случаев они могут дополняться.

Разновидности нежилых помещений

Нежилые помещения могут располагаться в частном доме, многоквартирном доме или отдельно стоящем здании. В зависимости от этих факторов, они могут использоваться для ведения конкретной деятельности. Например, нельзя в подвале МКД создать химическую производственную линию, но можно сделать магазин или кафе.

Разумеется, если жилое помещение используется как нежилое помещение, это автоматически предполагает штраф для владельца. Размер его будет определяться по многим факторам, в зависимости от того, во что именно превратили квартиру/дом.

Основной перечень возможного использования подобных помещений в жилых домах:

  • Магазин или торговый центр.
  • Склад.
  • Производство, которое не влияет на экологию и не мешает жильцам (например, производство одежды ручным способом).
  • Почтовые отделения.
  • Бытовое обслуживание.
  • Кафе, бары и рестораны (но не ночные клубы, они будут мешать жильцам дома).
  • Аптеки и различные лечебные заведения.
  • Образовательные организации, начиная от детских садиков и заканчивая всевозможными учебными курсами.
  • Административные организации.
  • Всевозможные офисы и так далее.
Читать еще:  5 классификация опасных и вредных факторов

Можно ли прописаться на даче

С 2013 года законом было разрешено регистрироваться в дачных домиках. Однако должны быть соблюдены определенные условия. Комиссии предъявляют определенные требования к такому жилью:

  • наличие капитального фундамента;
  • отсутствие в стенах механических повреждений;
  • степень гидроизоляции позволяет сохранять внутри температуру, равную 18 градусам, и уровень влажности не менее 80 %;
  • соблюдение санитарных условий при оборудовании систем коммуникаций;
  • соответствие нормам солнечного освещения во внутренних помещениях;
  • регистрация объекта в Росреестре.
  • Весь перечень пунктов является обязательным для признания дома пригодным для круглогодичного проживания. Правда, и этого недостаточно для оформления прописки.

    Помимо требований к пригодности проживания сам участок должен соответствовать ряду нормативов:

    • документально подтверждено разрешение использования земельной площади для садоводства;
    • земельный участок расположен в черте населенного пункта.

    В помещениях на землях сельскохозяйственного назначения регистрация запрещена.

    Что грозит арендатору офиса в жилом помещении

    Организация – арендатор офиса, расположенного в жилом фонде, не сможет учесть расходы по аренде при исчислении налога на прибыль.

    Такова позиция Минфина, которая применяется, в том числе, и в отношении организаций на УСН (письма Минфина от 28.03.2017 № 03-11-11/17851, от 29.09.2014 № 03-03-06-1/48504).

    Более того, Минфин также указывает, что сама сделка по предоставлению в аренду жилого помещения для производственных нужд признается ничтожной.

    Поскольку такая сделка не соответствует требованиям закона на основании статьи 168 Гражданского кодекса.

    Для того, чтобы учесть расходы по аренде помещения необходимо, чтобы оно из жилого фонда было переведено в нежилой.

    Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

    Улучшения — в договор!

    Несмотря на то, что часто арендатор производит улучшение имущества еще до того, как въедет в помещение, правила проведения таких улучшений крайне редко прописывают в договоре. А ведь для улучшений в НК РФ установлен особый режим налогообложения, который напрямую зависит от условий договора. Есть три варианта, как можно прописать улучшения в договоре:

    • Расходы на улучшения, произведенные без согласия арендодателя, не возмещаются, а согласованные улучшения компенсируются арендодателем, но лишь по окончании срока аренды (ст. 623 ГК РФ).
    • Стоимость улучшений возмещается (засчитывается в арендную плату) не по окончании договора аренды, а сразу после их выполнения. Тогда арендатор не сможет амортизировать данные улучшения, поскольку сразу после зачета стоимости улучшений право на их амортизацию перейдет к арендодателю (п. 2 ст. 259 НК РФ).
    • Стоимость неотделимых улучшений не возмещается вообще никогда, независимо от наличия или отсутствия согласия арендодателя. Это позволяет арендатору амортизировать стоимость произведенных улучшений в течение всего срока действия договора аренды.

    Правда, рассчитываться амортизация будет исходя из срока полезного использования объекта аренды в целом. И, хотя норма амортизации будет относительно небольшой, часть (тем большую, чем дольше срок аренды) расходов на улучшения арендатор все же сможет компенсировать за счет снижения налоговой базы.

    Алексей Крайнев, налоговый юрист

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector