Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организационно-правовые формы бизнеса

Какую форму собственности выбрать: ООО, ИП, АО? В чем различие?

Когда собираешься открыть свое дело, второй вопрос после «Где найти покупателей?» — это «Какую форму собственности выбрать?».

Для того, чтобы четко понимать, для какого бизнеса подходит тот или иной вид формы собственности, мы детально разберем самые популярные, а также их отличия, преимущества и недостатки.

Что такое юридическое лицо

Начать знакомство с действующими в России организационно-правовыми формами (ОПФ) следует с четкого понимания термина «юридическое лицо (ЮЛ)». Итак, ЮЛ это предприятие с обособленным имуществом и правом ответа по обязательствам, которое может от своего имени осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Если проще, то это официально и правильно зарегистрированная компания, которая сама по себе рассматривается как субъект права.

К признакам ЮЛ можно отнести:

  • Государственную регистрацию;
  • Наличие учредительных документов;
  • Наличие уставных документов;
  • Действия в правовом поле;
  • Наличие юридического адреса;
  • Ведение бухгалтерского учета;
  • Подчинение надзорным органам;
  • Выстроенную внутреннюю структуру;
  • Действие органов управления.

Чтобы определить организационно-правовую форму предприятия, нужно обратить внимание на его полное название. Например, ПАО Лукойл — это публичное акционерное общество, банк АО Открытие — это акционерное общество, а ИП Иванов Иван Иванович — индивидуальный предприниматель. Полное название компании можно найти на ее официальном сайте или по ИНН на разных онлайн-сервисах.

На выбор организационно-правовой формы бизнеса влияет, прежде всего то, кто будет инвестировать в хоз. деятельность: обойдётся организатор бизнеса только своими средствами или ему нужно будет привлекать инвесторов.

К другим важнейшим вопросам при выборе ОПФ относятся:

  • будет ли собственник нанимать персонал (директор, бухгалтер, другие работники) или собирается вести бизнес сам;
  • насколько масштабным будет бизнес (планируемый оборот в месяц и за год);
  • предусматривается ли возможность продажи бизнеса в перспективе;
  • какой частью своего имущества собственник готов рисковать.

От ответов на данные вопросы будет зависеть не только выбор ОПФ, но и объём отчётности. Целесообразно сравнить несколько подходящих ОПФ, чтобы принять взвешенное решение. Поменять форму бизнеса можно, только закрыв бизнес и открыв его снова с новой ОПФ.

[править] Корпорации

В отличии от других форм организации бизнеса, совладельцами корпорации могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определённое количество единиц уставного капитала — акций. Владелец акций имеет права на долю прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного партнёра. [5]

  • возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
  • ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, то есть только в пределах внесённого пая;
  • диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, по разным странам деятельность;
  • возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
  • сложная процедура регистрации и отчётности перед государственными органами;
  • проблема «принципал-агент»;
  • двойное налогообложение прибыли. [6]
Читать еще:  Чоп атолл 1

ООО или АО — в чем отличия?

Когда стоит регистрировать АО

АО лучше выбирать для создания крупного дела, когда учредители готовы серьезно вкладываться и расширять бизнес. Обшество с ограниченной ответственностью — лучшая форма для малого и среднего бизнеса, такой фирмой проще управлять, и процедура регистрации предприятия здесь проходит гораздо быстрее.

Акционерные общества по принципам организации во многом схожи с ООО. Отличие в том, что здесь учредители вкладываются в уставной капитал не долями, а ценными бумагами. В непубличных АО акции распределяются только в заранее определенном кругу лиц, а в публичных могут продаваться кому угодно. По закону публичные акционерные общества, обязаны открыто публиковать свою финансовую информацию.

Так же, как и в ООО, акционеры отвечают за свои действия в размере стоимости своих вложений. Участник НАО может продать свои акции третьим лицам только в том случае, если от них отказались остальные участники фирмы. Участники ПАО такими обязательствами не связаны.

Минимальный размер уставного капитала НАО — такой же, как и в случае с ООО. Для регистрации ПАО — в 10 раз больше. Отличие общества с ограниченной ответственностью от акционерного общества в том, что из ООО участник вправе выйти, забрав с собой свою долю. При выходе из общества акционера его акции остаются внутри компании, но переходят к другому лицу — целостность организации сохраняется, финансовых потерь — никаких. Процедура регистрации АО не заканчивается внесением записи о фирме в ЕГРЮЛ. Отдельно в этом случае необходимо провести еще и регистрацию выпуска акций.

Выбор формы

На виды организационно-правовых форм организаций, кроме характера основной деятельности, влияют и некоторые другие факторы, среди которых могут быть организационно-технические, экономические и социальные.

В соответствии с организационно-техническими факторами виды организационно-правовых форм организаций определяются исходя из количества учредителей, их характеристики, области коммерческой деятельности, характера и новизны производимых продуктов. При учете социального и экономического фактора учитывается объем стартового капитала и личностные характеристики самого предпринимателя и его команды.

Читать еще:  Действия слесаря ремонтника по окончании работы

Также виды организационно-правовых форм организаций могут быть ограничены действующим законодательством. К примеру, коммерческие организации, обладающие статусом юридического лица, могут создаваться только в виде товарищества любого типа, общества (открытого или закрытого, с ограниченной ответственностью).

Какие типы предприятий бывают в России

Типы организации предприятий на территории Российской Федерации точно указаны в законодательстве и не могут выходить за его пределы. Так, кроме формы индивидуального предпринимателя, как физического лица, могут существовать следующие виды компаний, являющихся юридическими лицами:

  • Общества с ограниченной ответственностью
  • Публичные (открытые) акционерные обществ
  • Непубличные (закрытые) акционерные общества
  • Унитарные предприятия (государственные коммерческие учреждения)
  • Производственные кооперативы
  • Фермерские хозяйства
  • Товарищества на вере
  • Полные товарищества

Каждая организационная форма имеет свои достоинства и недостатки, при этом в современных условиях российского бизнеса чаще всего для ведения коммерческой деятельности используются ООО, ОАО, ЗАО, реже – кооперативы.

Институт товариществ среди юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность представлен крайне редко из-за сложностей оформления и слишком высоких рисков для участников.

Условия, предполагаемые такой организационной формой, являются намного менее удобными для осуществления предпринимательской деятельности, а положительных сторон, выгодных в сравнении с другими формами у них практически нет.

Организационно-правовая форма — это …

Разберем понятие «организационно-правовая» форма.

«Организационная форма» — предполагает закрепление за хозяйствующим субъектом способа, с помощью которого будет организовано управление его имуществом.

Для справки: хозяйствующий субъект – это юридическое или физическое лицо, а также организация без образования юр.лица, ведущие предпринимательскую (хозяйственную) деятельность.

Например, имущество ООО (общества с ограниченной ответственностью) при его создании состоит из уставного капитала (денежного или (и) иных материальных объектов), сформированного учредителями этого ООО.

Управление этим капиталом и имуществом, полученным в результате хозяйственной деятельности ООО, осуществляется согласно нормам, прописанным в Уставе конкретной организации.

Имуществом ИП является все имущество физ.лица, которое его организовало. Соответственно, и управление имуществом выполняется единолично.

«Правовая форма» — подразумевает, что правовое положение хозяйствующего субъекта исходит из его организационной формы.

Это значит, что если на законодательном уровне установлены какие-либо правила и нормы для определенной ОПФ хозяйствующего субъекта, то они должны выполняться.

Для того чтобы грамотно составить обобщенную характеристику какого-либо предприятия, необходимо строго соблюдать ее структуру.

Общее описание

Для начала, необходимо предоставить общеизвестную информацию о предприятии:

  • полное название;
  • вид деятельности;
  • дата основания.

Далее следует сообщить следующие развернутые сведения:

  • организационно-правовую форму предприятия;
  • цели и права компании;
  • состав учредителей;
  • данные о внешней и внутренней структуре.
Читать еще:  О понятии и сущности кооперативной собственности

Здесь же необходимо перечислить дочерние предприятия и филиалы, если они существуют у исследуемого предприятия.

Специфика деятельности

В этом разделе необходимо проанализировать и описать:

  • особенности деятельности предприятия;
  • услуги или товары, предлагаемые исследуемой организацией.

Также следует обосновать выбор направления деятельности и ассортимента.

Перечень товаров или услуг, оказываемых предприятием, можно предоставить для ознакомления в разделе «Приложения».

Стратегия развития

Здесь следует внимательно изучить, а затем детально описать стратегию развития предприятия на современном рынке, включая:

  • конкурентоспособность;
  • маркетинговые исследования;
  • приспособленность к изменяющимся рыночным условиям;
  • рекламные акции и т.п.

Информация, представленная в этом разделе, не должна быть старше 5 лет.

Фаза жизненного цикла

На этом этапе следует определить фазу жизненного цикла оцениваемого предприятия на момент исследования – зарождение, рост, зрелость и упадок. Каждая из стадий имеет свои особенности, под которыми подразумеваются:

  • финансовая политика;
  • маркетинг;
  • работа с кадрами;
  • приоритеты деятельности;
  • используемые стандарты;
  • методы контроля.

Организационная структура

Теперь необходимо представить организационную характеристику предприятия, которая заключается в следующем:

  • исследование действенности методов управления предприятием;
  • изучение стиля и обязанностей управленческого персонала, оценка эффективности применяемой ими модели управления;
  • выявление связи между отдельными структурными отделами исследуемой компании;
  • анализ и описание отношений между работниками всех категорий: руководителями, специалистами и работниками.

Изучив полученные данные, следует дать собственную оценку продуктивности применяемой на предприятии структуры, а также порекомендовать допустимые пути развития по улучшению текущих показателей.

Анализ эффективности / разработка рекомендаций по улучшению работы

На этом этапе составления характеристики следует подвести итоги исследования деятельности компании, относительно ее:

  • продуктивности на рынке;
  • конкурентоспособности;
  • дальнейшего развития.

ОПФ и его виды

В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:

  1. Тип компании.
  2. Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юрлица.
  3. Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.
  4. Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.

Известны такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы. В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

Формы предпринимательской деятельности

Предпринимательство делят на две формы:

  • без образования юридического лица — в качестве индивидуального предпринимателя;
  • с образованием юридического лица — хозяйственные товарищества; хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типа); унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); производственные кооперативы и крестьянские хозяйства.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector