Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повинности и обязанности крепостных крестьян

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России

Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.

Салтычиха – скорее исключение, чем правило

Пример с помещицей-изуверкой Дарьей Салтыковой, замучившей десятки своих крепостных, не характерен для общей картины положения дел с правами крестьян: на Салтычиху «на места» поступало огромного количество жалоб, но подкупленные помещицей чиновники им ходу не давали. А когда все же «на верхах» дознались, что творит эта сумасшедшая маньячка, ее пожизненно заточили в тюрьму.

Без сомнения, у крепостных крестьян было поменьше прав, чем у остальных категорий населения дореволюционной России, но пожаловаться на помещика они были вправе всегда, и делали это нередко. У крепостного имелась возможность выступать в суде в качестве истца и свидетеля, «хозяйские» крестьяне раз в год, после окончания сезонных работ, могли переходить к другому помещику (так называемый Юрьев день).

Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение

В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.

Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный — дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.

Основное отличие

Оброк и барщина в истории Руси — это плата за пользование землёй. Если кратко, разницу можно объяснить, представляя материальную и физическую форму оплаты. Расплачиваться крестьяне могли двумя способами:

  1. Оброк — это дань в виде товаров, продукции или монет. Обычно крестьянин платил 1/5 часть собранного урожая.
  2. Барщина — это платёж налога с помощью физического труда на участке землевладельца.

Изначально на Руси между феодалами и крестьянами установилось вынужденное тесное сотрудничество. Одни владели землёй, так как могли купить её, другие на ней работали. Крестьяне, которые выращивали культуры на чужой земле, должны были за это платить.

В Средневековье бедное население активно трудилось при монастырях. Люди вспахивали их угодья, пасли скот и работали в помещениях. Причём в письменных источниках, такой труд отмечен, как добровольный.

С развитием государственности налог обрёл новую форму. Он стал называться барщиной, которая означала работу на феодальной земле.

Указ о повинности вышел в 1797 году. Сначала невольники работали чётко установленные часы. В течение трёх дней нужно было трудиться на владельца земли, а затем, на себя.

Что такое оброк

Оброчный налог мог включать в себя любую дань. Само понятие можно определить, как плата за аренду. Позднее оброком стала любая работа на помещика, но если бедняк мог заплатить, ему разрешалось это сделать.

Во время феодального строя крестьянин считался собственностью помещика. Его и всю деревню, с живущими в ней людьми, барин тоже мог одолжить кому-либо за оговорённую плату.

С XVI века оброк платился не только феодалам, но и частично в казну государства. Её выплачивал землевладелец, и со временем, ему стало не хватать крестьянского налога в виде части урожая. Было решено брать дань ещё и физическим трудом. Это одна из причин, по которым появилась барщина.

Продуктова дань была отменена реформой в 1861 году, а денежная — в 1863 году. До этого времени помещик имел право требовать уплату оброка наперёд.

Барщина и причины её появления

Трудовая повинность, как бесплатная работа, была позаимствована в Западной Европе. Рабским трудом начали пользоваться со времён основания Киевской Руси. Первая барщина зародилась на земле, которая была оккупирована польско-литовским государством.

В XVIII веке трудовая повинность хорошо закрепилась в Черноземных губерниях и окрестностях Москвы. На Урале и Нечерноземье в предпочтении была натуральная и денежная дань.

Главной причиной возникновения рабского труда является необходимость в обрабатывании феодальных угодий. К тому же кто-то должен был поддерживать всю инфраструктуру поместья в жилом состоянии.

Следующей причиной была низкая прибыль оброка. Ведь крестьяне влачили нищенское существование и не могли накапливать излишки. Но так как они продолжали пользоваться феодальной землёй, их принуждали ещё и расплачиваться своим временем и трудом.

В обязанности крепостных крестьян входила такая разновидность работ:

  • возделывание полей;
  • уборка зерна и сена;
  • сбор садового урожая;
  • строительные работы;
  • изготовление одежды;
  • рыбалка и охота;
  • выпечка.

Изначально крестьяне выходили поработать на один день. Такая повинность считалась формальной и от неё можно было откупиться, уплатив дань. С каждым десятилетием требования ужесточались и становились сильно обременительными. Барщину закрепили юридически и бедняки стали работать по 30 дней, чтобы оплатить аренду небольшого участка.

Читать еще:  Как накажут за неуплату взносов на капремонт дома

Уничтоженное доверие

Разумеется, столь глубокими познаниями в математике крестьяне похвалиться не могли. Но отлично понимали, что свобода без земли не стоит и ломаного гроша, что их обманули — нагло и жестоко. Оставался один вопрос — кто именно? Жадные чиновники или. Да нет, царь не мог так поступить!

Потому что все отлично помнили милости царей. Павел I ограничил отработку барщины на помещика тремя днями в неделю. Александр I издал «Указ о вольных хлебопашцах». Николай I по-царски одарил государственных крестьян правами и землёй. По логике мужика, нынешний император должен был продолжить дело своих предшественников. Поначалу они так и думали. В 1861 г. состоялось 1176 крестьянских восстаний. Их вожди требовали предъявить «настоящий Манифест государя», который должен был дать «настоящую волю». В 1862 г. пришлось подавлять волнения уже в 2115 сёлах и деревнях — мужики были уверены, что жадные помещики и чиновники царские указы либо скрывают, либо толкуют неправильно.

В том же году в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии Александр II заявил: «После 19 февраля никому не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот. Иной воли не будет, кроме той, которая дана. Не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам».

Главным обманщиком действительно оказался царь, лично это подтвердивший. Так был фактически уничтожен основной ресурс высшей власти — доверие народа.

Вывод

Именно барщина и оброчная система, как повинности феодализма, повлияли на то, что экономика государства существенно отставала в развитии от других европейских стран. 1861 год ознаменовался отменой крепостного права, а через два года оброк был упразднен. И пройдет много времени до того, пока экономическое и политическое состояние государства изменится к лучшему. Самим людям понадобится несколько десятилетий, чтобы изменить сознание, и окончательно разрушить феодализм.

Это интересно! Из-за чего началась Гражданская война в России 1917-1922 годов

Что представлял собой класс крепостного населения

Начиная с одиннадцатого века, стала господствовать эпоха крепостного права. Находящийся в зависимости от землевладельца крепостной крестьянин трудился в первую очередь на барина, а потом на себя. Будучи в таком положении, за какое-либо нарушение крестьянин, связанный круговой порукой, мог законно подвергнуться телесному наказанию. Надел хозяина не допускалось закладывать, продавать или дарить, так как это была собственность помещика. К середине семнадцатого века в крепостной зависимости уже было около половины населения страны. Именно их труд в то время создавал основу для дальнейшего развития государства.

Касты на Руси, или Кому жилось хуже, чем крепостным крестьянам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Челядь, возникшая из рабов-пленников

В 6-11 веках на Руси существовал социальный слой, лишенный каких-либо привилегий. Называли таких людей челядью. Если обратиться к работам историка Фроянова, изначально этот класс образовался из рабов-пленников, которых пригоняли из военных походов. Тут стоит сделать разделение: рабы, которых рекрутировали из местных жителей, звались холопами. Фроянов также пишет о том, что в 9-10 веках челядь покупали и продавали, словно неодушевленный предмет. А с середины 11 века этот социальный слой постепенно слился с холопами.

Есть еще одно мнение, принадлежащее исследователю Свердлову. Он писал, что к челяди относится большой круг зависимых людей, связанных с господским владением. Холопам же приписывается личная крепостная зависимость от феодалов.

Холоп, за убийство которого выплачивали штраф

Впервые холопы были упомянуты в «Русской правде», это был сборник правовых норм Киевской Руси. Эту категорию людей относили к объектам права, но никак не субъектам. Проще говоря, их рассматривали не как людей, а как вещи, а с точки зрения закона они являлись частной собственностью хозяина.
Так как вещь не могла совершить правонарушение, то вся ответственность за противозаконные действия брал на себя хозяин. В его обязанность входило возмещение убытков и вреда, которые его раб нанес. При этом возместить следовало в двойном размере.

Было одно исключение — когда холоп нанес личную обиду свободному человеку. Тогда хозяин не мог уладить проблему, а оскорбленный имел право убить холопа, чтобы обелить свое имя. При этом физическое уничтожение холопа не приравнивалось к преступлению. Разве что, когда его совершали «без вины», хозяину полагалась не вира, а штраф за порчу чужого имущества в примерно таком же размере как за смерть скота. Когда холоп по мнению общества заслужил смерть, убийца даже штрафа не платил. Многие холопы гибли от рук своих господ. Никаких расследований в этом случае не проводили, так как ситуацию рассматривали как ущерб личному хозяйству.

Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались

Как же люди становились холопами? Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами.

Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами.

Читать еще:  Сделка дарения земельного участка

В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью.

Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус.

Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.

Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои

В старой Руси холопов делили на разряды —большие и меньшие. К первым относились невольники, которым разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов (речь о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках). Вторая группа была более многочисленной, это были чернорабочие.

Существовали и рядовичи. Это слово произошло от «ряд», что обозначало «договор». Человек, который подписал ряд и нанялся работать на владельца земли, становился рядовичем. Феодал выдавал ему денежные средства, зерно или орудия труда, а взамен получал от рядовича обещание быть в зависимости, пока не будет возвращен долг. Иначе можно было попасть в холопы. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.

Рядович, за убийство которого бралась вира в пять гривен, делились на закупов и вдачей. Им дозволялось подавать на хозяина в суд и фигурировать как свидетель.

По мнению правоведа Дьяконова, закуп работал за аванс, полученный перед работой, а вдач — за милость господскую. И те, и другие попадали в разряд должников, но не были бесправными холопами. Некоторый шанс стать свободными у них был.

Есть еще одно мнение, принадлежащее историку Грекову. Он утверждает, что беднякам давали получали ссуду не для того, чтобы помочь, а, чтобы закабалить. Очень часто условия договора были просто невыполнимыми.

Была еще одна группа — изгои. Это были люди, которые по каким-то причинам выбыли из свободного класса, но не примкнули к другому. Обычно в разряд изгоев переходили холопы, которые сумели разбогатеть и купить свободу, но по каким-то причинам решили остаться во власти хозяина. Небольшая часть людей, покинувших землю хозяина, становились церковными людьми, что прописано в Уставе 1193 года князя Всеволода.

Стать «неприкасаемыми» можно по разным причинам. В Индии, например, существует особый «третий пол» — каста неприкасаемых, которую одновременно боготворят и опасаются.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 61

ТАРАСОВ Борис Юрьевич

‘РОССИЯ КРЕПОСТНАЯ. ИСТОРИЯ НАРОДНОГО РАБСТВА’

С благодарностью посвящаю книгу моей жене Даше, деятельная помощь и поддержка которой помогли появлению этой работы

О том, что в России существовало крепостное право, знают все. Но что оно представляло собой на самом деле — сегодня не знает почти никто. Не будет преувеличением утверждать, что после гневных обличений крепостничества А. Герценом и еще несколькими писателями и публицистами того времени проблема была окружена своего рода заговором умолчания, продолжающимся до сих пор. Причина в том, что правда о двухвековом периоде народного рабства оказывается часто слишком неудобной по разным соображениям. Авторы академических исследований предпочитают углубляться в хозяйственные подробности, часто оставляя без внимания социальное и нравственное значение явления в целом; авторы учебных и научно-популярных работ избегают освещения этой темы, предпочитая ей более героические и патриотические сюжеты. В результате из исторической памяти общества выпадает целая эпоха, а точнее — формируются неверные представления о ней, не имеющие ничего общего с действительностью. Если и вспоминают о крепостных порядках, то непременно начинают утверждать о «патриархальности» взаимоотношений крестьян и помещиков, совершенно упуская из виду, что еще на момент начала крестьянской реформы 23 миллиона русских крестьян с точки зрения законов Российской империи представляли собой полную частную собственность своих господ. И эта «крещеная собственность» продавалась с разлучением семей, ссылалась в Сибирь, проигрывалась в карты и, наконец, погибала под кнутами и розгами от бесчеловечных наказаний не только до самой даты «освобождения» 19 февраля 1861 года, но в некоторых случаях еще в течение нескольких лет после нее. А многие юридические и бытовые пережитки крепостничества оставались в силе почти до последних дней существования империи.

Сформировавшийся искаженный взгляд на крепостную эпоху преодолеть трудно. Чтобы развеять накопившиеся за прошедшее время недобросовестные утверждения и домыслы, растиражированные во множестве изданий, потребуется еще немало усилий. Но тем ценнее для достижения этой цели и восстановления истины мнения современников и очевидцев эпохи, не просто живших при крепостном праве, но познавших его на собственном опыте — помещиков и их крепостных людей. Поэтому их свидетельствам уделено особое внимание на страницах предлагаемой вниманию читателя книги. Они, а также объективные данные других источников, фрагменты полицейских отчетов и законодательных постановлений, именных императорских указов, крестьянские челобитные открывают Россию с малознакомой и непривычной стороны. Кому-то это «закулисье» великой империи может показаться слишком неприглядным. Но нельзя забывать, что историческая правда всегда «горчит» по сравнению с подслащенным и отретушированным историческим мифом.

Читать еще:  Оформление дарственной на квартиру на ребенка

Глава I. Несносное и жестокое иго

Наша матушка-старина богата, даже с избытком, такими фактами, о которых нынешнему поколению не придет в голову и во сне. Есть о чем написать…

Русская старина, т. 27, 1879 г.

Как русские крестьяне оказались в рабстве на своей земле

Вступив на престол крупнейшей монархии мира при чрезвычайно сомнительных обстоятельствах, молодая немецкая принцесса, получившая известность под именем Екатерины Великой, чтобы сохранить власть, а вместе с ней и свою жизнь, была вынуждена внимательно прислушиваться и присматриваться к тому, что происходит в ее обширной державе. Поступавшая информация была крайне неутешительной, но в ее достоверности сомневаться не приходилось, поскольку сведения приходили из надежных источников.

Так, граф П. Панин сообщал императрице: «Господские поборы и барщинные работы не только превосходят примеры ближайших заграничных жителей, но частенько выступают и из сносности человеческой».

Не редкостью в России второй половины XVIII века была четырех-, пяти-, а то и шестидневная барщина. Это значило, что всю неделю крестьянин работал на пашне помещика, а для того, чтобы возделать свой участок, с которого он не только кормил семью, но и платил казенные подати — у него оставались только воскресный день и ночи.

А. Радищев передавал свой разговор с мужиком: «Бог в помощь, — сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша»…

Новгородский губернатор Сивере доносил Екатерине, что поборы помещиков со своих крепостных «превосходят всякое вероятие». Состояние деревенских жителей современниками прямо характеризовалось как рабство.

Иностранные путешественники, побывавшие в России во времена правления Екатерины, оставили записки, полные изумления и ужаса от увиденного. «Какие предосторожности не принимал я, — писал один французский мемуарист, — чтобы не быть свидетелем этих истязаний, — они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола. Эти крики преследовали меня даже во сне. Сколько раз я проклинал мое знание русского языка, когда слышал, как отдавали приказы о наказаниях».

Без пощечин и зуботычин дворовым слугам не обходилось практически ни в одном господском доме. И отличия можно было найти только в том, как писал один современник, что «наказания рабов изменяются сообразно с расположением духа и характером господина». Где-то барыня предпочитает бить наотмашь башмаком по лицу крепостных девушек, ставя их перед собой в ряд; в другом месте высекли разом 80 служанок за невыполнение работы в срок. По свидетельству известной княгини Е.Р. Дашковой, фельдмаршал граф Каменский в присутствии ее лакея так избил двоих крестьян, что проломил им обоим головы о печку.

Писатель Терпигорев вспоминал о своем дедушке-помещике, которого прозвали «дантистом» за редкое умение одним ударом выбивать дворовым слугам зубы в минуту барского гнева, а то и шутки ради. Примечательно, что этот господин выделялся из ряда себе подобных не фактом битья своих рабов — так поступали почти все, а только необычайной ловкостью битья, которой добродушно удивлялись соседи- рабовладельцы.

Наконец в декабре 1762 года императрице была подана жалоба от 40 крепостных людей Дарьи Салтыковой. Они заявляли о чудовищных злодеяниях своей госпожи и обращали внимание правительницы на то, что Юстиц-коллегия, вместо проведения расследования, помещицу не допрашивает, будто бы по ее болезни, а между тем она вполне здорова и по-прежнему мучает своих слуг. При этом сами челобитчики

Крестьянство в 10-14 веках

В Руси, а также во время ее распада крестьянство состояло из свободных (смерды) и зависимых крестьян. Свободных крестьян на Руси было больше всего. Они не владели собственностью, однако могли выступать арендаторами. За получение земли от феодала, крестьяне должны были отрабатывать. Форм отработки было несколько:

  • натуральный оброк (отдавали часть выращенного урожая)
  • денежный оброк (деньги от продажи выращенного товара).
  • Самой распространенной формой отработки была барщина — количество дней, которые нужно отработать на земле «барина».

Главной особенностью положения крестьян в этот период была личная свобода, то есть крестьяне самостоятельно могли выбирать боярина, у которого арендовали землю. В случае, если их не устраивали условия аренды, они могли поменять арендодателя, или просто уйти от него в поисках другого «хозяина». Фактически это было латентное становление крепостного права а России.

Таблица

Разобравшись, в чем разница между крепостным крестьянином и рабом, остается добавить, что последние проявления этих зависимых состояний были ликвидированы сравнительно недавно. Крепостное право официально существовало в королевстве Бутан (небольшое государство в Гималаях) до 1956 года. А последним местом на Земле, в котором было юридически закреплено рабство, стала Мавритания, где окончательная его отмена состоялась лишь в 2007 году. Хотя у международных правозащитных организаций по-прежнему есть немало претензий к этой стране.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector