Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несоразмерность административного наказания и характера нарушений антимонопольного законодательства

Противоправные действия участников гражданских правоотношений, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, могут послужить основанием для привлечения их к ответственности, согласно нормам КоАП РФ и УК РФ. Административной ответственности посвящена глава 14 КоАП РФ, уголовной — глава 22 УК РФ.

Особенность норм об ответственности в КоАП РФ и в УК РФ за действия, нарушающие нормы антимонопольного законодательства, состоит в том, что они носят бланкетный характер (отсылают к положениям иных нормативных актов). Для более точного понимания состава конкретного правонарушения/преступления необходимо обратиться к положениям закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Как составить заявление о нарушении антимонопольного законодательства?

Заявление может быть подано в произвольной письменной форме. При составлении рассматриваемого заявления можно воспользоваться нижеприведенным алгоритмом. При этом, несмотря на то, что форма заявления является произвольной, указание нижеприведенных сведений является обязательным:

  • указать наименование антимонопольного органа, в который подается заявление.
  • указать информацию о лице, которое обращается с заявлением в антимонопольный орган, а именно, ФИО, адрес проживания, номер телефона, адрес эл. почты. Если обращается организация, то соответственно указывается наименование и адрес юрлица.
  • указать известные заявителю сведения о лице, на которое подается заявление.
  • Назвать документ как «заявление о нарушении антимонопольного законодательства» или жалоба.
  • в тексте заявления изложить, в связи с чем лицо обращается с жалобой, какие нормы закона о защите конкуренции нарушены тем или иным лицом со ссылкой на конкретные нормативно-правовые акты.
  • в резолютивной части заявитель должен указать, что он просит, а именно, провести проверку, выдать предписание об устранении нарушений и др.
  • после требований указать в приложении документы, подтверждающие доводы заявителя. При невозможности предоставить документы необходимо указать причины.

ВАЖНО: ну и, конечно же, после перечня прикладываемых документов необходимо подписать заявление, расшифровав подпись, и поставить дату, еще подробнее — смотрите ВИДЕО

Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Досудебный порядок рассмотрения спора

Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра.
Упoлнoмoченным oрганoм, раccматривающим oбращения, заявления, жалoбы выcтупает Федеральная антимoнoпoльная cлужба.

Антимoнoпoльная cлужба предoтвращает нарушения антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, ocущеcтвляет кoнтрoль за coблюдением антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также привлекает к oтветcтвеннocти за нарушение. Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва не уcтанoвлен oбязательный дocудебный пoрядoк oбращения. Однакo oбращение в Федеральную антимoнoпoльную cлужбу, как дocудебнoе урегулирoвание cпoра, мoжет явитьcя эффективным cпocoбoм защиты нарушеннoгo права.

Судебная защита

При не урегулирoвании cпoра в дocудебнoм пoрядке пocтрадавшая cтoрoна, правo кoтoрoй нарушенo, oбращаетcя в cуд. Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв.

Решение cуда мoжет:

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Гражданcкo-правoвая oтветcтвеннocть заключаетcя:
— в вoзмещении убыткoв (cтатья 15 ГК РФ), причиненных прoтивoправными дейcтвиями (бездейcтвием) хoзяйcтвующих cубъектoв, oрганoв гocударcтвеннoй влаcти, oрганoв меcтнoгo cамoуправления. Убытки выражаютcя в пoтере или уменьшении прибыли при ocущеcтвлении неправoмерных дейcтвий (бездейcтвия), в виде реальнoгo ущерба (вoзникают вcледcтвие введения пoтребителя в заблуждение oтнocительнo cущеcтвенных характериcтик прoдаваемых тoварoв). Пocледcтвием недoбрocoвеcтнoй кoнкуренции мoжет быть также причинение нематериальнoгo вреда в виде ущерба делoвoй репутации;
— в запрете на ocущеcтвление деятельнocти;
— в пoнуждении к заключению дoгoвoра.

Админиcтративная oтветcтвеннocть:
— Нарушение закoнoдательcтва o рекламе (cт. 14.3 КoАП РФ);
— Нарушение пoрядка ценooбразoвания (cт. 14.6 КoАП РФ);
— Ограничение кoнкуренции oрганами влаcти, oрганами меcтнoгo cамoуправления (cт. 14.9 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением на тoварнoм рынке (cт. 14.31 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением хoзяйcтвующим cубъектoм, дoля кoтoрoгo на рынке oпределеннoгo тoвара cocтавляет менее 35 прoцентoв (cт. 14.31.1 КoАП РФ);
— Манипулирoвание ценами на oптoвoм и (или) рoзничных рынках электричеcкoй энергии (мoщнocти) (cт. 14.31.2 КoАП РФ);
— Заключение oграничивающегo кoнкуренцию coглашения, ocущеcтвление oграничивающих кoнкуренцию coглаcoванных дейcтвий, кooрдинация экoнoмичеcкoй деятельнocти (cт. 14.32 КoАП РФ);
— Недoбрocoвеcтная кoнкуренция (cт. 14.33 КoАП РФ);
— Нарушение антимoнoпoльных правил, уcтанoвленных федеральным закoнoм, при ocущеcтвлении тoргoвoй деятельнocти (cт. 14.40 КoАП РФ).

Угoлoвная oтветcтвеннocть:
Угoлoвным кoдекcoм РФ предуcмoтрен такoй вид правoнарушения как «Недoпущение, oграничение или уcтранение кoнкуренции» (cт. 178 УК РФ), за кoтoрoе предуcмoтрены cледующие cанкции:
— штраф в размере oт 300 000 дo 500 000 рублей или в размере зарабoтнoй платы или инoгo дoхoда ocужденнoгo за периoд oт oднoгo гoда дo двух лет;
— принудительные рабoты на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью на cрoк дo 1 гoда или без такoвoгo;
— лишение cвoбoды на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью дo oднoгo гoда либo без такoвoгo.

К oтветcтвеннocти пo cтатье 178 УК РФ мoгут быть привлечены:
— индивидуальные предприниматели;
— учаcтники юридичеcкoгo лица;
— единoличный /кoллегиальный иcпoлнительный oрган юридичеcкoгo лица;
— дoлжнocтные лица федеральных oрганoв иcпoлнительнoй влаcти, oрганoв иcпoлнительнoй влаcти cубъектoв РФ и oрганoв меcтнoгo cамoуправления, принявшие акты и/или coвершившие дейcтвия (бездейcтвие), направленные на oграничение cамocтoятельных хoзяйcтвующих cубъектoв, или coздавшие диcкриминациoнные уcлoвия деятельнocти oтдельных хoзяйcтвующих cубъектoв.

Ответcтвеннocть, предуcмoтренная oтдельными федеральными закoнами:

Статьей 15 ФЗ «О еcтеcтвенных мoнoпoлиях»
oпределены правoвые пocледcтвия при нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также oбязаннocти cубъектoв еcтеcтвенных мoнoпoлий (их рукoвoдителей), кoтoрые oни дoлжны иcпoлнить:
— вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении (предпиcании);
— oтменить или изменить акт, не cooтветcтвующий наcтoящему антимoнoпoльнoму закoнoдательcтву;
— заключить дoгoвoр c пoтребителем, пoдлежащим oбязательнoму oбcлуживанию;
— внеcти изменения в дoгoвoр c пoтребителем;
— уплатить штраф;
— вoзмеcтить причиненные убытки.

В cooтветcтвии co cтатьей 23 ФЗ «О рекламе» за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрена cанкция в виде перечиcления в федеральный бюджет прибыли, пoлученнoй в результате дейcтвия coглашений (coглаcoванных дейcтвий).

Правила назначения административного наказания

Наказание за административные нарушения может быть назначено только в тех границах, которые закреплены в конкретной норме Особенной части КоАП РФ.

Например, в ст.5.61 КоАП РФ «Оскорбление», наказание для гражданина может быть от одной до трех тысяч рублей.

При назначении виновному наказания учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, ст.4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние виновного в нарушении;
  • добровольный отказ от противоправного поведения гражданином, виновным в нарушении;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное нарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу о нарушении, о совершенном административном нарушении;
  • оказание лицом, совершившим нарушение содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение нарушителем вредных последствий нарушения;
  • добровольное возмещение нарушителем, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном нарушении лицом, совершившим нарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • нарушение в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • нарушение, совершенное несовершеннолетним;
  • нарушение, совершенное беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие ответственность перечислены в статье 4.3 КоАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное однородное нарушение, то есть совершение нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного нарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного нарушения;
  • нарушение, совершенное группой лиц;
  • совершение нарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение нарушения в состоянии опьянения.

Если гражданин совершил два или более нарушения, то наказание назначается за каждое нарушение. В случае совершения одного нарушения содержащего составы двух и более статей, наказание назначается по более строгой статье.

Если сравнивать степень тяжести административного наказания и уголовного, то за уголовное преступление наказание более тяжелое. Административное наказание носит предупредительный и материальный характер, в то время как уголовное — это кара за преступление.

Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ

Адвокат в Новосибирске — Новости — Адвокатская практика Спиридонова М.В. — Административные дела — Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ

Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ

В настоящей статье на примере конкретного дела по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ будет рассмотрен вопрос, связанный с заменой административного штрафа предупреждением на стадии рассмотрения административного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту – УФАС).

Фабула дела:

В отношении юридического лица, а также его руководителя (директора), были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Поводом к составлению протоколов послужило выявление УФАС по Новосибирской области нарушений законодательства о рекламе в части несоблюдения требований, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 21 и п. 6 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (размещение рекламы алкогольной продукции с использованием рекламных конструкции и размещение рекламы алкогольной продукции на расстоянии ближе, чем сто метров от здания занимаемого дворцом культуры).

Линия защиты:

Санкция по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В рассматриваемом деле протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении директора общества (ООО) как должностного лица и в отношении самого юридического лица. Закон (КоАП РФ) не запрещает в данном случае привлекать к ответственности как виновное должностное лицо, так и юридическое лицо, о чем прямо указано в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Читать еще:  Правила пожарной безопасности при выполнение огненных работ

В качестве основного направления защиты было решено использовать положения ст. 4.1.1 КоАП РФ – замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В силу части 1 указанной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из приведенных положений закона следует, что положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа предупреждением могут быть применены при совокупности условий, предусмотренных ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом деле имелась совокупность указанных условий, а именно:

1. Общество и его директор как должностное лицо ранее к административной ответственности (в том числе предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) не привлекались.

2. Общество являлось субъектом малого предпринимательства. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства было включено в указанный реестр и отнесено к категории «Микропредприятие».

3. Факт соответствия Общества критериям субъекта малого предпринимательства подтверждалось также сведениями о среднесписочной численности работников и отчетом о финансовых результатах за отчетный период.

При разрешении вопроса о применении положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, размер чистой прибыли.

При наличии затруднительного имущественного положения привлекаемого к ответственности лица, незначительной чистой прибыли, наложение административного штрафа может поставить под угрозу финансовое состояние общества и его директора, а соответственно и дальнейшее существование субъекта предпринимательской деятельности.

Соответственно, данные обстоятельства (при их наличии) обязательно должны быть выяснены в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Имущественное и финансовое состояние привлекаемого к ответственности лица можно подтвердить следующими документами:

1. Налоговая декларация за отчетный период;

2. Справка о наличии либо отсутствии внеоборотных активов и имущества на балансе общества.

3. Выпиской по расчетного счету общества.

Учитывая, что к ответственности также привлекается директор общества как должностное лицо, необходимо выяснить его имущественное положение, наличие у него иждивенцев и т.п. Выяснение данных обстоятельств также влияет на назначение наказания и разрешение вопроса об освобождении от наказания по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Если на момент рассмотрения дела привлекаемым лицом устранены выявленные нарушения, за которые лицо привлекается к ответственности, о данном обстоятельстве необходимо сообщить органу (должностному лицу) в производстве которого находится дело об административном правонарушении (например, представить фототаблицу, на которой будет изображено, что рекламные конструкции на момент рассмотрения дела демонтированы или представить договор с организацией производившей демонтаж, акт выполненных работ с данной организацией и т.п.).

Рассмотрение дела:

В описываемой ситуации с учетом установленной совокупности вышеперечисленных обстоятельств, подтвержденных соответствующими доказательствами, при рассмотрении дела в УФАС было заявлено ходатайство о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

При этом следует учитывать, что такое ходатайство может быть заявлено как в отношении привлекаемого к ответственности юридического лица, так и в отношении привлекаемых к ответственности его работников (в том числе директора как должностного лица). О такой возможности прямо указано в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Итог по делу:

Ходатайство было рассмотрено УФАС по Новосибирской области и удовлетворено в полном объеме. Таким образом, директор общества как должностное лицо был освобожден от наказания в виде штрафа в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, а юридическое лицо освобождено от штрафа, размер которого варьировался от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

О другом способе защиты в виде снижения административного штрафа читайте в статье: «Снижение административного штрафа по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ ниже низшего предела».

Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович.

Ходатайство о снижении штрафа по административному правонарушению

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Ходатайство о снижении штрафных санкций по административному правонарушению может быть подано в том случае, если нарушитель не может уплатить штраф по причине своей финансовой несостоятельности. Также обжаловать штраф и снизить его можно если нарушитель имеет доказательства того, что сумма несоразмерна последствиям случившегося правонарушения.

Что должно содержаться в образце ходатайства о снижении административного штрафа ?!

Такой документ, как ходатайство о снижении административного штрафа оформляется в соответствии с установленными законодательными и гражданско-правовыми нормами. В нем указывается следующее:

  • ФИО и адрес проживания заявителя;
  • Основания для снижения назначенного штрафа. Например, юридическим лицам можно предоставить сведения доказывающие исключительные обстоятельства, перечисленные в статье 4.2 КоАП РФ;
  • Перечисляются в ходатайстве обстоятельства, которые могут смягчить примененную административную ответственность;
  • В жалобе детально описывается просьба от заявителя к суду о снижении размера, вынесенного в ходе административного производства штрафа. Можно также ходатайствовать о том, чтобы сам штраф был заменен на другой тип наказания.

К самому ходатайству прикладываются документы и иные сведения, подтверждающие то, что позиция заявителя обоснована с правовой точки зрения. Это могут быть медицинские справки подтверждающие временную нетрудоспособность, справки о том, что заявитель состоит в Центре занятости по причине безработицы. То есть это документы подтверждающие финансовую несостоятельность, проблемы со здоровьем и иные причины по которым гражданин не может платить свой штраф. Ходатайство прикладывается в простой письменной форме. Нельзя отправить его в электронном виде и это правило регламентируется нормами КоАП.

Какие есть правовые основания для снижение размера административного штрафа ?!

Судьи могу снижать размер штрафных санкций до минимальных размеров как физических, так и юридических лиц. Наказание за совершение административного правонарушения в 2021 году может назначаться исключительно в пределах КоАП.

При назначении наказания административного характера учитываются следующие факторы:

  • Личность гражданина, совершившего административный поступок;
  • Характер совершенного административного правонарушения;
  • Обстоятельства, которые могут смягчать ответственность.

О каких обстоятельствах идет речь ?! В частности, они обозначены в статье 4.2 КоАП. В соответствии с нормами кодекса этим обстоятельствами признается:

  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта либо сильного душевного потрясения;
  • Совершение проступка при тяжелом стечении семейных либо личных обстоятельств;
  • Правонарушение было совершено лицом, которое не достигло возраста совершеннолетия;
  • Правонарушение было совершено женщиной беременной либо имеющей малолетнего ребенка не достигшего возраста 18 лет.

Также смягчить ответственность может добровольное сообщение правонарушителем о факте произошедшего административного происшествия. Влияет на снижение штрафа полное возмещение причиненного ущерба, устранение нанесенного вреди, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении.

До какого размера может быть снижен административный штраф ?!

Важно отметить то, что штраф не может быть снижен до минимума даже при наличии веских оснований. После снижения новая сумма административного штрафа в соответствии с установленными законодательными нормами не может быть меньше пятидесяти процентов от минимального размера штрафа. Уменьшение штрафа в еще большей степени не предусмотрено законом. До вступления в силу поправок касающихся административного производства в 515-ФЗ от 31 января 2012 года судьи могли снижать размер штрафных санкций в больших пределах.

Особенности обжалования административных штрафов.

Ходатайство о снижении штрафа передается должностному лицу, которое уполномочено пересмотреть дело. И это судебный орган. Срок обжалования самого штрафа составляет десять календарных дней с момента вынесения постановления о его назначении. По результатам рассмотрения жалобы могут быть вынесены такие виды решений, как оставление ходатайства без изменений либо изменение постановления с учетом недопустимости ухудшения положения лица в отношении, которого велось исполнительное производство. Также при наличии основании постановление может быть отменено, прекращено дело либо же оно будет отправлено на новое рассмотрение.

Стоит сказать о том, что кроме просьбы о снижении размера штрафных санкций можно попросить об рассрочке или же отсрочке штрафа ссылаясь на положения статьи 31.5 КоАП Российской Федерации. При подаче жалобы учитывайте то, что максимальный срок отсрочки составляет три календарных месяца. Получить отсрочку на больший срок невозможно.

Можно попытаться заменить административный штраф предупреждением. Это тоже административное наказание, но оно не несет за собой негативных последствий и тем более не влияет на финансовое состояние гражданина в отличие от того же штрафа. Единственный минус кроется в том, что если человек предупреждением будет задержан за аналогичное административное правонарушение, то тогда его накажут более строгим образом. Как добиться замены штрафа на административное предупреждение? Нужно в первую очередь доказать малозначительность нарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. Малозначительность подразумевает что действия формально не соответствуют установленному законом административному правонарушению.

Подводя итоги модно сказать, что ходатайство о снижении административного штрафа подается в письменной форме. Его содержание законом не регламентировано, важно лишь, чтобы оно отражало причины снижения размера штрафа. При этом особое внимание следует уделить доказательствам того, что вы нуждается в снижении штрафных санкций.

Данный шаблон документа являются приблизительным образцам. Каждая юридическая проблема индивидуальна, и данный образец необходимо дополнять нормативно-правовой базой и положительной судебной практикой, именно по Вашему отдельному случаю, т.к. результат рассмотрения дела в суде (или в досудебном порядке) сильно зависит от грамотности составления различных правовых документов.

В [ наименование суда/органа, принимающего решение
о привлечении к административной ответственности ]

Читать еще:  Заявление в прокуратуру о невыплате заработной платы

[ Ф. И. О./наименование, адрес заявителя ]

Дело N [ значение ]

Ходатайство о сложении (уменьшении) административного штрафа

[ Число, месяц, год ] [ наименование органа, проводившего проверку ] была проведена проверка [ указать предмет проверки ]. По итогам проверки были составлены акт проверки от [ число, месяц, год ] N [ значение ] и протокол об административном правонарушении от [ число, месяц, год ] N [ значение ].

По данному делу имеются смягчающие административную ответственность обстоятельства, а именно [ ___________ ].

Прошу при назначении наказания учесть имеющиеся смягчающие обстоятельства и [ сложить/уменьшить ] сумму административного штрафа.

Как проходит проверка антимонопольных органов и как обжаловать ее результаты

В процессе хозяйственной деятельности любая компания может столкнуться с проверками, проводимыми антимонопольными органами. Какие это могут быть проверки? Как они регламентируются на законодательном уровне? Что делать, если в Вашу компанию пришли с такой проверкой? Как обжаловать ее результаты? Ответы на все эти вопросы смотрите далее.

Проведение проверок регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ ФАС России от 25.05.2012 № от 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации»;
  • Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Проверки ФАС могут быть двух видов — плановые и внеплановые

Плановые проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года. Компания получает уведомление об их проведении не менее чем за 3 рабочих дня. С графиком проведения плановых проверок ФАС можно ознакомиться в открытом доступе. Например тут: plan.genproc.gov.ru/plan2017. О проведении внеплановых проверок организация получает уведомление не менее чем за 24 часа. Но есть внеплановые проверки, которые проводятся без уведомления. Это проверки по факту заключения ограничивающих конкуренцию соглашений (картели, вертикальные и иные соглашения) или заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ.

По формам проверки ФАС делятся на выездные и документарные

Выездные проводятся по месту нахождения проверяемого хозяйствующего субъекта и (или) по месту фактического осуществления деятельности. Документарные — по месту нахождения антимонопольного органа. Важно знать следующее. При проведении проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены антимонопольным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Основанием проведения проверки всегда является Приказ руководителя антимонопольного органа

При проведении проверки:

  • Должностные лица обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
  • Антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в т.ч. его филиалов и представительств.
  • Если действия должностных лиц оформляются протоколами, к ним прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.

Срок проведения проверок составляет не более 1 месяца с даты начала, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Проверка может быть продлена на 2 месяца руководителем антимонопольного органа. Основания продления:

  • Проведение экспертиз, исследований, испытаний;
  • Осуществление перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке;
  • Проведение других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

Но общий срок антимонопольной проверки не может превышать 3 месяца.

По результатам составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю не позднее последнего дня срока проведения проверки. Приложениями к данному акту являются протоколы проведения действий по осуществлению антимонопольного контроля, объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.

Помните! Срок предъявления в антимонопольный орган письменных возражений на акт проверки – 15 дней с даты получения акта проверки.

После рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица и иных материалов ФАС принимает одно из следующих решений:

  1. О составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  2. О приобщении акта и материалов проверки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если проверка проводилась в рамках такого дела;
  3. О передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
  4. О передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение, принятое по результатам рассмотрения акта проверки, может быть обжаловано в территориальный орган ФАС. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня регистрации. Срок совершения действий по исполнению решения – 10 дней со дня принятия решения по жалобе.

По результатам проверки в случае выявления соответствующих признаков может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. При этом должны быть соблюдены следующие сроки:

  • 1 месяц для рассмотрения поступивших материалов и принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Издание приказа о возбуждении дела и создание комиссии;
  • 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии – вынесение определения о назначении дела к рассмотрению;
  • 3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению – рассмотрение дела комиссией ФАС.

Общий срок рассмотрения дела – 9 месяцев со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению.

По итогам принимается решение, на его основании выдается предписание. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части.

Компания может обжаловать решение и (или) предписание антимонопольного органа двумя способами

  1. Судебный порядок. Обжалование в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
  2. Административный + судебный порядок.
  • Внутренняя апелляция ФАС. Обжалование в коллегиальный орган ФАС в течение 1 месяца со дня принятия решения или выдачи предписания. Срок рассмотрения – 2 месяца + возможно продление на срок до 1 месяца. Принятое по итогам рассмотрения решение вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте ФАС solutions.fas.gov.ru.
  • Обжалование в арбитражный суд в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа ФАС.

Решение о том, как действовать, компания принимает в зависимости от конкретной ситуации.

Важно знать! Акт проверки отдельному обжалованию в арбитражном суде не подлежит. Так как акт проверки только фиксирует обстоятельства проведения проверки. Он имеет доказательственное значение, носит информационный характер и не содержит предписаний властного характера, адресованных проверяемому, неисполнение которых может повлечь для него определенные правовые последствия (Постановление 9ААС от 16.04.2017 № 09АП-7428/2014 по делу № А40-47885/2013, Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2014 № 305-КГ14-1951 по делу № А40-47885/2013).

Законодательная база

Антимонопольное законодательство состоит из следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции (КоАП РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ и др.);
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа;
  • Международный договор РФ;
  • Решения межгосударственных органов.

Антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьи КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения:

  • Нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);
  • Ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);
  • Злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31–14.31.2);
  • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);
  • Недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);
  • Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);
  • Невыполнение предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5);
  • Непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 УК РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающую конкуренцию соглашения (картеля). В данной статье отрегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления, поэтому данная норма не является нормой конкурентного права.

Самые «дорогие» штрафы за нарушения ПДД в России, способные разорить нерадивых водителей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Россия не лидирует в хит-параде стран с высочайшими штрафами, но ее дорожные надзиратели ежедневно выдают огромное количество квитанций. Водители получают штрафы за каждое совершенное правонарушение, даже самое незначительное. Чаще всего суммы умеренные, но порой доходят до сотен тыс. руб., а для юридических лиц – и до миллиона.

Эксперты сходятся во мнении: в каком бы государстве вы ни жили, когда дело касается нарушений правил дорожного движения, профилактика всегда является лучшим лекарством. Однако мало кто из нас проживает жизнь без штрафа за превышение скорости, проезд на красный или иное греховное деяние. Давайте рассмотрим причины и суммы наиболее внушительных взысканий, налагаемых российскими органами правопорядка на провинившихся водителей.

1. Вождение под воздействием алкоголя/наркотиков

Тысячи человек умирают каждый год в результате вождения в нетрезвом виде или под воздействием замедляющих реакцию наркотических/психотропных средств, отмечает дорожная статистика. Штрафы за вождение с ограниченными физическими возможностями высоки по всему миру, порой достигая нескольких тыс. долларов и сопровождаясь потерей водительских прав, отменой страховки и даже тюремным заключением.

Читать еще:  Бланк договора дарения садоводческого участка между родственниками

Российские законы тоже строги к людям, севшим за руль в нетрезвом виде – такой водитель будет наказан лишением прав на 1,5-2 года и штрафом в 30 тыс. руб. Аналогичные санкции ждут как трезвых частных автовладельцев, допустивших пьяного к управлению транспортным средством, так и организации, причем в последнем случае сумма доходит до 100 000 руб. Для тестирования водителей на уровень алкоголя и наличие в организме наркотических и лекарственных веществ применяют как простые индикаторы и анализаторы, так и высокоточные сложные приборы, некоторые – с возможностью видеозаписи.

Наиболее тяжкие случаи нарушений рассматриваются в уголовном кодексе: к существенно возросшим штрафам (200-300 тыс. руб., согласно принятым 1 июля 2021 года поправкам) добавляется уголовная ответственность. Суды особенно безжалостны к рецидивистам, повторно пойманным за рулем в пьяном состоянии, тем более если ранее к ним применялось административное наказание за аналогичный проступок или имеется судимость за нанесение кому-то травм в нетрезвом виде. Не говоря уже о ДТП с человеческими жертвами – в этом случае материальное взыскание может доходить до полумиллиона рублей.

2. Вождение без прав или после лишения лицензии

Управление машиной в период лишения прав или передача руля особе, наказанной лишением прав, тоже наказывается 30 тыс. руб. Альтернативные варианты – 15-суточный арест и/или до 200 часов исправительных работ. Если же вы сядете за руль просто без прав, вас накажут на 5000-15000 руб.

3. Пренебрежение ограничениями по нагрузке и/или габаритам

Если проехать под запрещающий знак, ограничивающий транспорт по размерам и весу, без специального разрешения, можно потерять от 7000 до 10 000 руб. или лишиться прав на несколько месяцев (до полугода). Не менее крупная сумма штрафа (до 10 000 руб.) предусмотрена для безумцев, решивших прокатиться на легковушке с негабаритным грузом в багажнике или на крыше. Для собственников-юридических лиц, по традиции, кара серьезнее – до 500 000 руб.

4. Причинение травм в ДТП

Согласно КоАП РФ, водителя, нарушившего правила движения и/или эксплуатации автомобиля, в результате чего кому-то был причинен довольно существенный (но не опасный для жизни) вред здоровью, оштрафуют на 10-25 тыс. руб. и/или на пару лет изымут права.

5. Незаконная установка сирен, мигалок и т.п

Желающие выделить свой автомобиль на дороге, снабдив его разнородной светотехникой, неправомерными обозначениями (наклейка «инвалид», кстати, с начала 2021 года упразднена, перейдя в электронный вид), рекламными аппликациями и прочими незаконными атрибутами, наказываются штрафами до 5 000 руб. (юрлица – до 500 000 руб.) с изъятием предмета нарушения.

6. Неправильная перевозка людей и грузов

Перемещение пассажиров и/или грузов внутри РФ посредством транспорта, принадлежащего иностранным перевозчикам, Ространснадзор карает задержанием ТС, отправкой на специализированную стоянку и штрафом от 150 до 200 тыс. руб. (ст. 11.26). Почти так же сурово (100-150 тыс.руб.) закон относится к международным автомобильным перевозкам без специальных разрешений или с неправильно заполненными документами, к использованию необорудованных пассажирских автобусов и прочим нарушениям дорожного устава.

Обычные автолюбители, повинные в несоблюдении правил транспортировки, наказываются не столь жестко, но тоже ощутимо. Например, за отсутствие детского кресла родителя, перевозящего малыша младше 7 лет, накажут на 3 тыс. руб., должностное лицо (воспитателя, скажем, или таксиста) – на 25 тыс., организацию (школу, таксомоторную фирму) – на 100 тыс. руб.. Если случилась авария, и ребенок пострадал или погиб, перевозчик может лишиться не только более существенной суммы (до 500 000 руб.), но и угодить на 6 лет в тюрьму.

7. Парковка на газоне

Это одно из старейших, но переосмысленных в наши дни правонарушений, карающихся сегодня компетентными органами с особым рвением и необычайной строгостью. Еще несколько лет назад за парковку на травке могли лишь пожурить, теперь же подобную вольность считают чуть ли не преступлением. Столь суровый подход раньше применялся только к водителям, оставившим свои машины в запрещенных местах, что приводило к аварии или изрядному затруднению дорожного движения.

Назначение и функции каждого кусочка территории, в т.ч. и парковок, регламентируются местными властями – городскими муниципалитетами, региональными органами и т.д., поэтому и наказание за неправомерную дислокацию варьируется от города к городу. Наиболее суровые – в московском регионе и особенно в столице, где осквернителям ландшафтного дизайна вменяется порча зеленых насаждений посредством автомобиля. Заехавшего на газон частника ждет штраф в 5 тыс. руб., даже если это не злонамеренное деяние, а результат невинной небрежности.

А если транспортом владеет юридическое лицо, сумма возрастает до 300 тыс. (в теории санкции можно оспорить или переквалифицировать, договорившись о смягчении наказания хотя бы до уровня физического лица, но успешность этой затеи далека от 100%).

Но наказать водителя могут не только дорожные полицейские. Во многих странах существуют множество странных запретов для автомобилистов .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Центральный
    • Москва
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Воронежская область
    • Ивановская область
    • Курская область
    • Костромская область
    • Калужская область
    • Липецкая область
    • Московская область
    • Орловская область
    • Рязанская область
    • Смоленская область
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тамбовская область
    • Ярославская область
    • Московская межрегиональная транспортная прокуратура
    • Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Главная военная прокуратура
    • Статьи и заметки
  • Северо-Западный
    • Санкт-Петербург
    • Архангельская область
    • Вологодская область
    • Калининградская область
    • Ленинградская область
    • Мурманская область
    • Новгородская область
    • Псковская область
    • Республика Коми
    • Республика Карелия
    • Ненецкий АО
    • Северо-Западная транспортная прокуратура
  • Приволжский
    • Кировская область
    • Нижегородская область
    • Оренбургская область
    • Пермский край
    • Пензенская область
    • Республика Татарстан
    • Республика Мордовия
    • Республика Башкортостан
    • Республика Марий Эл
    • Саратовская область
    • Самарская область
    • Ульяновская область
    • Удмуртская Республика
    • Чувашская Республика
    • Приволжская транспортная прокуратура
  • Дальневосточный
    • Амурская область
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Магаданская область
    • Приморский край
    • Республика Саха (Якутия)
    • Республика Бурятия
    • Сахалинская область
    • Хабаровский край
    • Чукотский АО
    • Дальневосточная транспортная прокуратура
    • Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
  • Сибирский
    • Алтайский край
    • Иркутская область
    • Красноярский край
    • Кемеровская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Республика Хакасия
    • Республика Тыва
    • Республика Алтай
    • Томская область
    • Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
    • Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
  • Северо-Кавказский
    • Карачаево-Черкесия
    • Кабардино-Балкария
    • Республика Ингушетия
    • Северная Осетия
    • Ставропольский край
    • Чеченская Республика
    • Республика Дагестан
  • Южный
    • Астраханская область
    • Волгоградская область
    • Краснодарский край
    • Ростовская область
    • Республика Калмыкия
    • Республика Адыгея
    • Республика Крым
    • Севастополь
    • Южная транспортная прокуратура
  • Уральский
    • Курганская область
    • Свердловская область
    • Тюменская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Уральская транспортная прокуратура

Прокуратурой Перемышльского района выявлены нарушения Федерального закона РФ «О защите конкуренции» при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ в сфере дорожной деятельности.

Установлено, что между администрацией сельского поселения с.Перемышль и индивидуальным предпринимателем заключен муниципальный контракт по устройству обочин автодороги местного значения по ул.Коммунаров.

По условиям контракта необходимо выполнить работы по планировке площади механизированным способом с устройством подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня.

Спустя три недели между администрацией и тем же индивидуальным предпринимателем вновь заключается муниципальный контракт на выполнение работ по подсыпке обочин.

По условиям контракта необходимо выполнить работы по планировке площади ручным способом с устройством подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня.

Указанные работы выполнены в полном объеме, между сторонами подписаны акты выполненных работ и за счет средств местного бюджета произведена их оплата.

Между тем, по результатам рассмотрения материалов прокурорской проверки комиссией Калужского УФАС установлено, что заключенные муниципальные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными контрактами, с целью обхода установленной законом необходимости проведения торгов, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанное является нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона РФ «О защите конкуренции», в связи чем прокуратурой в отношении бывшей главы администрации сельского поселения «Село Перемышль» возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением Калужского УФАС бывшая чиновник привлечена к административной ответственности по ч.7 ст. 14.32 КоАП РФ – заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения и ей назначен административный штраф в размере 20 тыс. рублей.

Дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя рассмотрено ранее и ему назначен административный штраф в размере 15 тыс. рублей.

ФАС против Google

Чаще и успешнее всего у ФАС выходит бороться с Google. Противостояние длится пятый год: так, в конце лета 2016-го антимонопольная служба сообщила, что за последние три года Google получила предписания на выплату штрафов за разные нарушения на более чем 438 млн руб. Претензии ФАС к мировому гиганту следующие: злоупотребление доминирующим положением на рынке операционных систем мобильных устройств в РФ; нарушение закона о защите конкуренции по жалобе «Яндекса» (для работы Google Play на платформе Android необходимо установить приложения на устройство, причем на приоритетные места, кроме того, поисковая система Google должна использоваться по умолчанию); нарушение закона о распространении рекламы услуг по подготовке и написанию дипломных работ.

В мае 2017-го Google заплатил штраф в полном размере.

В этом году к немалому списку прибавился новый кейс: штраф в размере 100 тыс. руб. на Google LLC как рекламораспространителя «ненадлежащей рекламы финансовых услуг компании Ali Trade при помощи сервиса Google AdWords».

ФАС выяснила, что при запросе «Доходные инвестиции» в Google всплывала реклама с текстом: «Заработок в Интернете. Вклады под проценты. Инвестиционный Фонд. Инвестирование. Портфельные Инвестиции. Инвестиционные проекты». То есть Ali Trade представлялся как инвестиционный фонд, но отсутствовал в Реестре лицензий акционерных инвестиционных фондов, размещенном на сайте Центробанка, то есть не имел лицензии на осуществление заявленной деятельности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector