Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Земельный контроль и надзор статьи

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса РФ. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.

В компетенцию органов земельного надзора входит решение таких проблем, как:

  • захват соседями части земельного участка, принадлежащего другому собственнику;
  • размещение хозпостроек за границами участка;
  • открытие на территории СНТ объектов предпринимательской деятельности (авторазборов, шиномонтажей);
  • препятствие доступу спецслужб, проходу и проезду граждан по землям общего пользования;
  • нарушение правил благоустройства территорий и т.д

За подобные нарушения органы земельного надзора уполномочены штрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ.

Так, за самовольное занятие участка или его части предусмотрен штраф (ст. 7.1. КоАП РФ):

  • на граждан от 1%-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб.;
  • на юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.

За другие нарушения предусмотрены не менее солидные штрафы.

Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к разъяснениям.

Санкции и штрафы

«Росреестр оказывает много государственных услуг, все они важны для общества, но не менее важна такая функция нашего Управления, как осуществление государственного земельного надзора, — начала пресс-конференцию заместитель руководителя управления Росреестра по Белгородской области Лариса Александрова. — Законодательство предоставляет землепользователю широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле, в то же время эта деятельность не должна наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц».

Осуществляется земельный надзор на плановой основе, а также в ходе рассмотрения заявлений и обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления. Правом привлекать к административной ответственности за нарушение земельного законодательства наделены должностные лица Росреестра. К нарушителям применяются меры административного воздействия.

«Наиболее характерные нарушения земельного законодательства, которые выявляют наши земельные инспекторы — это самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, а также его использование без правоустанавливающих документов, — говорит Лариса Александрова. — Также это может быть использование земельного участка не по целевому назначению или неиспользование его в установленные законом сроки».

За самовольное занятие земельного участка или его части КоАП РФ предусматривает штраф, для граждан — в размере не менее пяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей.

Все земельные участки подразделяются на категории, и у каждого есть вид разрешённого использования. Например, на участке для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) нельзя построить магазин или мастерскую — это будет нарушение, за которое также предусмотрен штраф: на граждан не менее десяти тысяч рублей, на юридических лиц — не немее ста тысяч рублей.

Для жилищного строительства Гражданским Кодексом РФ предусмотрен трёхлетний срок освоения земельного участка с момента регистрации права. Владелец участка должен хотя бы начать строительство в этот период. Если же нет, он может быть подвержен административному штрафу в размере не менее 20 тысяч рублей на граждан и не менее 400 тысяч рублей на юридических лиц.

Начальник отдела государственного земельного надзора Юрий Неранов более подробно рассказал о статистике нарушений.

«За первое полугодие 2020 года в регионе нами было проведено 927 проверок соблюдения земельного законодательства, — сказал он. — Также мы практикуем административные обследования, они проводится без взаимодействия с правообладателями, земельные инспекторы выезжают на участок и обследуют его без доступа — таких обследований было проведено 460. В результате всех мероприятий мы выявили 786 нарушений земельного законодательства, вынесли 244 постановления об административных правонарушениях с наложением штрафных санкций».

После того, как нарушение выявляется, управление Росреестра выдаёт предписание о его устранении в течение шести месяцев, затем земельные инспекторы проводят повторную проверку. Таких предписаний было выдано за первое полугодие 254, 250 из них исполнены.

«Главная цель земельного надзора — это спродвигнуть людей на соблюдение земельного законодательства, — подчеркнул Юрий Неранов. — В первую очередь мы работаем на недопущение нарушений, ведём активное информирование населения и бизнес-сообщества».

Кто осуществляет земельный надзор?

К тем органам, на кого возложены функции надзора, относятся:

  • Россельхознадзор;
  • Росприроднадзор;
  • Росреестр.
Читать еще:  Как зарегистрировать дачный дом в году

Первый контролирует соблюдение ветеринарных и фитосанитарных норм. Второй следит за недопущением нарушений природопользования. Наконец, Россрестр отвечает за государственную регистрацию, картографию и кадастр.

В совокупности эти органы государственного земельного надзора осуществляют следующие функции:

  1. Профилактика и предотвращение нарушений положений Кодекса и других законов в сфере землепользования;
  2. Не допускают самовольный захват земли, устраняют выявленные случае самоуправства;
  3. Контролируют оформление пользования участками в соответствии с требованиями законодательства;
  4. Противодействуют нецелевому использованию участков;
  5. Следят за наличием знаков межевания, их целостности и соответствия;
  6. Выдают предписания в случае выявления нарушений, чтобы их устранить.

Это общий список выполняемых функций этими органами. Он не исчерпывающий, но дает наглядное представление о деятельности контролирующих органов.

Реализуются эти функции посредством плановых и внеплановых проверок. Для первых отрабатывается график, который обязательно утверждается на местном, региональном или федеральном уровнях, в зависимости от объекта проверки и запланированных мероприятий. Как правило, они проводятся 1 раз в год, реже – 2 раза.

Внеплановые проверки назначаются в результате реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Основанием для их проведения являются:

  1. Заявления и жалобы граждан, организаций и государственных органов;
  2. Официальные публикации в средствах массовой информации, описывающие нарушения законодательства в сфере землепользования;
  3. Постановлений, решений и других актов суда.

С момента получения таких сообщений на проведение внеплановой проверки и представления результатов по ней отводится 1 месяц. Результаты проведенных мероприятий отображаются в официальных документах территориального органа того ведомства, которое занимается расследованием нарушений.

Чаще всего реагирование заканчивается выдачей предписания об устранении обнаруженных нарушений законодательства. Оно направляется проверенным лицам не позднее, чем в пятнадцатидневный срок после окончания проверочных мероприятий. В предписании указываются действия, которые нарушитель должен выполнить и сроки.

Отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям при проведении административного обследования земельного участка с кадастровым номером 68:12:0000000:14 выявлено неиспользование земельного участка для сельскохозяйственного производства

Личный приём граждан осуществляют:

Руководитель Управления
Наумов Олег Васильевич
Вт. 8.30 — 16.30

Заместитель руководителя Управления
Леонтьев Алексей Витальевич
Чт. 8.30 — 16.30

Записаться на приём можно по тел.: (4912) 34-59-95

Заместитель руководителя Управления
Даниленко Денис Борисович
Вт. 8.30 — 16.30

И.о. заместителя руководителя

Мордовина Валерия Владиславовна

Записаться на приём можно по тел.: (4752) 72-43-80

Для чего нужен государственный земельный надзор?

— Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора в Ярославской области возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

За нарушение земельного законодательства предусмотрено привлечение к административной ответственности. Правонарушениями в сфере земельного законодательства являются:

— самовольное занятие земельного участка;

— уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков;

— самовольная уступка права пользования землей и самовольная мена земельного участка;

— использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

К правонарушениям также относятся:

— неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор;

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства;

— непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;

— неуплата административного штрафа.

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП — самовольное занятие земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.

Любой земельный участок имеет своего собственника, который может являться гражданином, юридическим лицом, участок может находиться в муниципальной, собственности субъекта РФ или собственности Российской Федерации.

При самовольном занятии земельного участка лицо (физическое, должностное или юридическое) использует участок против воли собственника, не имея на это законных оснований.

Зачастую граждане осуществляют самовольный захват земельных участков путем расширения имеющихся в собственности участков, часто с нарушениями границ смежных землепользователей, нарушая при этом права соседей, или занимают муниципальные земельные участки под установку самовольных построек. Большинство случаев нарушений, допущенных гражданами связано с самовольной установкой гаражей. Гаражи, как правило, расположены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и их владельцы забывают, что для его установки необходимо оформление земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством.

Читать еще:  Можно ли оформить дачный участок в собственность

Кроме того, к самовольному захвату земельного участка относится постоянное или временное складирование чего-либо за пределами предоставленного участка. Ни физическое, ни юридическое лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.

За данное правонарушение по статье 7.1 КоАП РФ взымается штраф. Так, в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан налагается штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Главный специалист-эксперт межмуниципального отдела Управления Росреестра по Ярославской области Андрианова Л.А.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • «ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014)

Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Муниципальный земельный контроль или уполномоченными ими органами осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

2.1. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

3. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

1. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Читать еще:  Осуществлять производственный контроль должны не только производители

2. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Как выглядит документ и что включает

Выкопировка выглядит как карта местности с условными обозначениями разных объектов на ней. Как и на карте, на ней указаны масштаб и стороны света. Выписка выкопировки включает в себя расшифровку условных обозначений, официальные данные по конкретному участку с его кадастровым номером и географическим положением. Если на участке уже зарегистрированы какие-то строения, то в текстовой части выкопировки должна быть экспликация всех объектов.

На самой карте будут в обязательном порядке отмечены:

  • границы участка, за которым закреплен определенный кадастровый номер;
  • строительные объекты на участке, если они уже есть;
  • функциональные зоны участка, если это применимо;
  • соседние участки и их границы;
  • ландшафт (реки, карьеры, рельеф), границы природоохранных зон;
  • подземные воды;
  • инженерные коммуникации, такие как трубопроводы, электросети, линии водоснабжения и газификации;
  • автомобильные и железные дороги;
  • красные линии или другие ограничительные зоны.

Документ может быть цветным, так и черно-белым.

Как и зачем проводится межевание земельного участка

Ещё одно новое разъяснение Росреестра касается межевания земельных участков и внесения сведений о них в ЕГРН. Закон не предусматривает обязанность собственников иметь межевой план, но его отсутствие является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях ЕГРН.

При этом если собственники решат разделить земельный участок, например, между двумя рядом стоящими многоквартирными домами, то это также возможно только при наличии установленных границ.

Чтобы узнать, проведено ли межевание земельного участка, нужно получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если границы участка не определены, то в выписке будет стоять соответствующая отметка.

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК): найти объект можно онлайн по адресу. Если в описании есть отметка «Без координат границ», значит, границы участка не установлены. Тогда необходимо провести межевание.

Межеванием занимаются кадастровые инженеры, которые обязаны состоять в специализированной саморегулируемой организации. Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров»:

Такой специалист готовит межевой план, содержащий сведения о характерных точках границы земельного участка.

Подробности Опубликовано: 28.05.2021 16:03 Просмотров: 27 В рамках исполнения возложенных полномочий должностными лицами Управления Росреестра по Ростовской области, осуществляющими государственный земельный надзор, в период с 1 января по 1 мая текущего года проведено 2010 плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении подконтрольных субъектов.
По результатам проведенной надзорной деятельности в действиях 903 субъектов выявлены нарушения земельного законодательства при использовании земельных участков.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены 793 лица с применением санкции в виде административного штрафа, предупреждения.

По результатам мер, принимаемых должностными лицами органа государственного надзора, в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, в отчетном периоде устранено 396 ранее выявленных правонарушений.

Напоминаем, что Управление Росреестра по Ростовской области, как орган государственного земельного надзора, уполномочено осуществлять государственный земельный надзор за соблюдением:

— требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законом прав на такой земельный участок;

— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность;

— требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

— требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

— требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Контакты для СМИ:

Пресс-служба Управления Росреестра по Ростовской области

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector