Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводится прокурорская проверка по жалобе

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Роль прокуратуры при проведении проверок

Так, ключевые полномочия органов прокуратуры при проведении проверок заключаются в надзоре за соблюдением порядка контролирующей деятельности соответствующих ведомств. В частности, речь идет о том, что такие органы предоставляют в прокуратуру планы проведения всех видов готовящихся проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей, тогда как прокуратура принимает решение о согласовании их проведения либо отказе в реализации соответствующих мероприятий. При этом органы прокуратуры обладают информацией обо всех видах готовящихся проверок — как плановых, так и внеплановых.

Вместе с тем, действующее законодательство предоставляет этому ведомству право и возможность самостоятельно участвовать в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. В свою очередь, такое участие может быть реализовано непосредственно в форме прокурорской проверки либо проведении совместной проверки с представителями одного их государственных контролирующих органов. При этом согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность прокуроров не должна подменять собой функции других федеральных ведомств.

Основания для проведения прокурорской проверки

В приведенном нормативно-правовом акте не содержится каких-либо значимых ограничений в отношении источников информации, которые могут выступать в качестве основания для проведения прокурорской проверки. Так, например, ими могут стать публикации в средствах массовой информации или другие источники. Вместе с тем, на практике плановые проверки такого уровня чаще всего проводятся в соответствии с заранее утвержденным планом, а внеплановые — в связи с соответствующими обращениями граждан.

Порядок проведения проверки

Прокурорская проверка, в отличие от других видов контрольных мероприятий, реализуемых государственными органами, не регламентируется положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На практике это означает, что прокурорский работник не ограничен в своей деятельности конкретными правилами и условиями проверочной деятельности.

Так, личный визит работника прокуратуры на предприятие может быть произведен без наличия соответствующего приказа, а рамки предмета такой проверки вполне могут быть расширены в процессе ее проведения. Если по результатам проведения проверки будет установлено наличие каких-либо нарушений, руководству предприятия вынесут предписание об их устранении, предостережение или решение о возбуждении административного производства.

Ответственность за препятствование проведению проверки

Следует помнить, что при проведении проверки со стороны органов прокуратуры руководство организации обязано беспрекословно подчиняться требованиям сотрудника ведомства, включая такие действия как предоставление необходимых документов, демонстрация тех или иных производственных или офисных помещений, процесса осуществления производства и других аспектов функционирования предприятия. При присвоении столь широких полномочий сотрудникам, проводящим такую проверку, законодатель исходит из наличия у них веских оснований для ее реализации, а потому представители компаний или предпринимателей должны с пониманием отнестись к соответствующей деятельности.

Кроме того, не нужно также забывать и о том, что за препятствование законным требованиям сотрудника прокуратуры на представителя компании может быть наложен крупный денежный штраф или применены другие меры воздействия в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ:

  • в отношении должностных лиц в этой ситуации применяется штраф в 2-3 тысячи рублей или дисквалификация продолжительностью 6-12 месяцев;
  • для юридических лиц — штраф в 50-100 тысячи рублей или приостановка работы в административном порядке продолжительностью до 90 суток.

Проверки соблюдения УО трудового законодательства – вне компетенции прокуратуры

Подобная ситуация возникла у управляющей организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В прокуратуру поступила жалоба от бывшего работника организации, поэтому ведомство решило провести внеплановую проверку УО.

Органы прокуратуры запросили у организации копии трудовых договоров, сведения о заработной плате, сведения о расторжении трудовых договоров и иные внутренние документы организации.

Юристы компании «МКДЭКСПЕРТ», клиентом которой является УО, в соответствии с запросом направили в прокуратуру все необходимые документы. Одновременно они составили и направили в прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа жалобу. В ней юристы указали, что в данной ситуации орган прокуратуры вышел за пределы имеющихся у него полномочий, сославшись на:

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

В результате прокуратура в рамках данной проверки больше не совершала никаких действий. После жалобы юристов в интересах УО никаких требований от ведомства не поступало.

Условия труда

Напоминаем, что законодательство устанавливает обязанность для всех работодателей проводить спецоценку условий труда своих сотрудников. Подробнее читайте в этой статье. Если в вашей компании спецоценка еще не проводилась, то рекомендуем озаботиться этим вопросом как можно скорее. Кроме того, проверяющие будут заинтересованы в том, доплачивают ли работникам за вредные условия труда и проходят ли сотрудники медосмотры (ст. 213 ТК, п. 2.6 приказа № 196). Неиспользованные отпуска за несколько лет также являются нарушением.

Санкции: обо всех нарушениях, которые выявят проверяющие, будет сообщено в Роструд. Представители трудинспекции в свою очередь будут накладывать на компанию соответствующие штрафы: например, до 80 000 р. за отсутствие СОУТ (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП); до 130 000 р. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП) за непроведение обязательных медосмотров; до 70 000 р. за непредоставление отпуска более двух лет (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП).

Подготовиться к любой госпроверке помогут специалисты Lexintel. Аудит кадровой документации, спецоценка, помощь в вопросах охраны труда. Оставляйте заявку прямо сейчас.

  • Павел Ильин — прокурор Павел Валентинович Ильин
  • Дмитрий Белоногов — прокурор Дмитрий Сергеевич Белоногов
  • Анна Сердюкова — Ольга Караваева, помощница прокурора Ильина
  • Михаил Кондратьев — Максим Рюмин — помощник прокурора Белоногова
  • Николай Храмов — Саша Чекалин, из технического отдела
  • Наталия Литвинова — тетя Поля, уборщица
  1. Состояние на 14.10.2011, точное количество серий неизвестно
  2. На НТВ пройдет «Прокурорская проверка»
  3. «Прокурорская проверка» – новый детектив на НТВ!
  4. ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ»
  5. Ильин Павел Валентинович
  6. Белоногов Дмитрий Сергеевич
Читать еще:  Форма декларации объекте недвижимого имущества

Внезапная прокурорская проверка в клинике

В клинику пришла прокурорская проверка. Медработники знали о визите, но неожиданно инспекторы придрались к пробникам косметики на столе медсестры, которые оставил торговый представитель. По закону запрет распространяется только на лекарства. Однако клиника получила штраф. Из статьи узнаете, как подстраховаться, чтобы работники прокуратуры не превысили полномочия.

Уточните основания для проверки

Прокуратура проводит внеплановую проверку на основании поступившей информации о нарушениях в деятельности медорганизации. Перечень таких оснований регламентирован (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон №294-ФЗ).

К сведению. Прокуратура ежегодно формирует сводный план проверок. Ознакомиться с ним можно на сайте plan.genproc.gov.ru.

Внеплановые аудиты организуют без уведомления. Если поступила жалоба о возможном причинении вреда жизни и здоровью пациента, проверку начинают незамедлительно, зачастую вместе с профильными органами государственного надзора. Тогда контрольное мероприятие проводят в течение суток после поступления в клинику требования прокурора.

Прокурор составляет решение о назначении внеплановой прокурорской проверки по типовой форме (приложение 1 к приказу Генпрокуратуры от 17.03.2017 №172 , далее – приказ Генпрокуратуры №172). Убедитесь, что в документе указали цель контрольного
мероприятия, основание, предмет и срок проведения. Если документ вам не предоставили, сделайте официальный запрос в прокуратуру.

Убедитесь, что прокуратура не запрашивает лишние документы

Прокурор вправе запросить у клиники документы. Представить материалы нужно в течение двух рабочих дней и строго по описи (Федеральный закон от 07.03.2017 №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»). Список документов указан в решении прокурора о назначении внеплановой проверки.

Прокурор может требовать сведения только по предмету аудита. Не передавайте лишние документы и информацию, которую представляли ранее, публиковали
в СМИ или на официальном сайте клиники. Письменно сообщите, когда и по какой проверке медорганизация представляла сведения, а также где они опубликованы
(пп. 2.3, 2.4 ст. 6 Закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее – Закон №2202-1).

Если прокурор выявит другие нарушения, может расширить предмет проверки. Такое решение он обязан аргументировать в отдельном документе и сообщить
руководителю медорганизации в течение 24 часов. Форма решения о расширении предмета контрольного мероприятия регламентирована (приложение 2 к приказу
Генпрокуратуры №172).

Проверку могут неоднократно приостанавливать. Одна из возможных причин – клиника не успевает передать все необходимые документы в срок. Так что вы вправе попросить больше времени на подготовку материалов, например, в связи с отпуском или больничным сотрудников. Образец ходатайства смотрите в приложении №2. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 6 ст. 21 Закона №2202-1). Срок проведения проверки в этот период не включают.

Когда проверку признают незаконной
Жалобу на клинику может написать организация-конкурент, недовольный потребитель. Также поводом для проверки может стать негативное сообщение в СМИ. Если заявитель анонимный, аудит незаконный (ч. 3 ст. 10 Закона №294-ФЗ). Тогда есть шанс оспорить результаты. Запросите материалы проверки для ознакомления. Образец ходатайства – в приложении №1.

Проинструктируйте персонал

Подготовьте работников на случай внезапных проверок. Напомните, что нельзя отказывать прокурорам в доступе в клинику. На входе проверяющий должен показать служебное удостоверение и решение о проверке. Убедитесь, что Ф.И.О. совпадают. Если у вас возникли сомнения, позвоните в прокуратуру.

Прокурор вправе привлекать должностных лиц или граждан для дачи объяснений и потребовать, чтобы ему выделили специалистов для выяснения вопросов в ходе аудита.

К сведению. Срок проведения прокурорской проверки – 30 календарных дней. Иногда его могут продлить еще на 30 календарных дней (п. 4 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-11). Например, если нужно запросить дополнительные документы у клиники.

Окажите содействие проверяющим. Прокурор может вызвать любого сотрудника. Напомните работникам, что лицо, которое предположительно нарушило закон, вправе отказаться давать объяснения (ст. 51 Конституции).

Участвуйте в аудите

Присутствуйте при проверке, предоставляйте объяснения по ее предмету. Можете фиксировать на фото или видео действия проверяющего.

Если проверяющие превышают полномочия, вы вправе пожаловаться вышестоящему прокурору (ст. 10 Закона о прокуратуре). Образец жалобы – в приложении №3.

Укажите на нарушения

Изучите акт по результатам проверки и отметьте в нем свое согласие или несогласие. Пример формулировки: «С указанными нарушениями закона не согласен. Считаю, прокурорская проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона «О прокуратуре», поскольку обнаруженные нарушения не являются предметом проверки».

Важно. Убытки медорганизации из-за незаконных действий госорганов, органов местного самоуправления или их должностных лиц обязано возместить государство, соответствующий регион или муниципальное образование (ст. 16 ГК).

Прокурорский надзор проводят гласно. Поэтому медорганизация, СМИ и другие интересующиеся лица должны иметь доступ ко всей информации, которая касается проверки. Если клиника не получила результаты аудита в течение 30 суток после того, как вынесли постановление, обратитесь с заявлением в прокуратуру, чтобы ознакомиться с материалами в полном объеме.

Учитывайте, что при наличии процессуальных нарушений, например, несоблюдения сроков уведомлений, результаты аудита можно обжаловать в суде.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Скачать документы формате Word:

Чем мы можем Вам помочь?

  • Главная
  • О компании
  • Наши Услуги
  • Статьи
  • Вопрос-Ответ
  • Контакты
  • Защита прав потребителя
  • Адвокат по экономическим преступлениям

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА. КАК ЗАЩИЩАТЬСЯ?

Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти.

Прокуратура может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

ГЛАВНЫЙ МИФ О ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРКАХ

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 17 ЯНВАРЯ 1992 Г. № 2202-1 «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРОКУРОР ИМЕЕТ ПРАВО:

— беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;

— требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;

— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;

— инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

ОДНАКО, НЕ СМОТРЯ НА ТАКИЕ ОБШИРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРОКУРОР НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

— вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;

— истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;

— возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Читать еще:  Амнистия оформления дома до 1 марта

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

КРАТКИЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ:

1. Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

2. Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки.

В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки.

Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

3. Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

4. Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде.

Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

5. Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

6. Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

7. Передавайте документы прокурору только по описи.

8. В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

9. Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

10. Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

11. Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд.

Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав.

Можно также обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

Примечание:
Все рекомендации даются исключительно в целях реализации права граждан на оказание юридической помощи, предотвращение незаконных действий сотрудников прокуратуры.

Снижение риска проверок за счет справки от уполномоченной организации

Закон N 248-ФЗ допустил возможность введения независимой оценки соблюдения требований законодательства. Она будет проводиться независимыми аккредитованными организациями.

Юридические лица и ИП, прошедшие такую оценку, получат от аккредитованной организации заключение, которое позволит избежать плановые проверки.

Законом в ст. 8 закрепляется важность профилактических мероприятий в отношении контроля и надзора за юридическими лицами и ИП. Самим мероприятиям посвящена 10 глава Закона N 248-ФЗ. К ним, например, относятся меры стимулирования добросовестности, которые осуществляются путем нематериального поощрения тех, кто соблюдает требования закона.

Также юридические лица и ИП смогут самостоятельно оценивать соблюдение ими обязательных требований и при высокой оценке они получат право принять декларацию соблюдения требований.

Немаловажным является и введение проверочных листов для контролирующих органов с целью снижения рисков причинения вреда со стороны надзорных органов. В них будет чек-лист, по которому контролирующие органы будут проводить проверку.

Виды обращений граждан

Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.

Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.

Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.

Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.

Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.

При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.

Как правильно написать жалобу в прокуратуру?

Строгих рекомендаций по оформлению жалобы в прокуратуру законодательно не установлено. Она пишется в свободном виде, но с применением общеустановленных правил по делопроизводству. В обращении обязательно присутствуют следующие реквизиты:

1. В правом верхнем углу документа:

  • адресат, кому направляется письменная жалоба, с наименованием прокуратуры и ФИО прокурора. Уточнить сведения по своему району можно на официальном сайте этой структуры;
  • данные заявителя: ФИО, почтовый адрес, контактный телефон.

2. По центру листа пишем «жалоба» или «заявление».

3. Далее следует изложение текста обращения с указанием причин, к каким воздействиям уже прибегали (письменные заявления в адрес руководителя УК, ответы на них, телефонные звонки, обращения в надзорные органы и т.д.), требования.

4. Заверяется документ подписью заявителя и датируется текущим числом.

Важно знать, что в тексте жалобы должны быть изложены только реальные факты, без лишних преувеличений. Все они должны иметь подкрепления в виде писем и ответов, справок или актов, т.е. любых документальных подтверждений. Исключением является случай жалобы на преступные деяния управляющей компании или наличия фактов хищений. Здесь доказательства не нужны, они будут выявлены в ходе прокурорской проверки.

Подается жалоба в районную прокуратуру по месту нахождения УК в двух экземплярах. Первый передается секретарю, а второй остаётся у себя с отметкой о регистрации.

Передать жалобу можно одним из способов:

  • лично через секретаря;
  • по почте заказным письмом с уведомлением и описью документов.
Читать еще:  Какие нужно документы для проектных работ

Письменное обращение в прокуратуру может быть и коллективным. Тогда нужно в «шапке» документа перечислить всех заявителей, указав их ФИО, адреса и телефоны, а также расписаться всем в конце заявления.

Коллективная жалоба обладает преимуществом, особенно когда имеется протокол общего собрания многоквартирного дома, где указано, что решение о жалобе в прокуратуру приняли сообща. Заявители могут потребовать:

  • устранить имеющиеся нарушения;
  • выполнить требуемые работы;
  • провести проверку по указанным фактам;
  • выявить виновных лиц, наложить на них взыскание и т.д.

Следователи-беспредельщики и дела ради галочки — откровения бывшего прокурора

Ушедший в адвокаты работник прокуратуры рассказал, как в России судят невиновных

Презумпция невиновности? Не слышали! Если вы думаете, что нельзя осудить невиновного и правосудие обязательно восторжествует, то у нас для вас плохие новости — вся российская правоохранительная система заточена лишь на обвинение, и у попавшего в ее жернова практически нет шансов выбраться без обвинительного приговора. Бывший прокурор рассказал, как и почему фабрикуются дела и штампуются приговоры.

Если попытаться описать правоохранительную систему России в двух словах, то получится «бюрократия» и «беспредел». Корреспондент издания «Медиазона» побеседовал с бывшим прокурором, надзиравшим за следствием в Сибири и Подмосковье, который приоткрыл закулисье работы Следственного комитета, прокуратуры и МВД.

Надзор и его отсутствие

Под надзором прокуратуры находится процесс возбуждения уголовных дел, отказы в возбуждении дел, ход следствия, сроки проведения следственных действий — огромный объем бумажной работы. В компетенцию прокуратуры также входит рассмотрение жалоб граждан на незаконное уголовное преследование, «милицейский беспредел» — жалобы нужно проверять на обоснованность, исследуя административные и уголовные дела.

«Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры», — говорит собеседник издания.

Отказные дела и нарушение сроков

Если следственные органы выносят постановление об отказе в возбуждении дела — прокуратура практически всегда обязана его перепроверить, назначить полную проверку.

«Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет. Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам, бывает, что по несколько раз решения отменяются по таким основаниям», — говорит экс-прокурор.

При этом прокуратура заточена на выявление укрытых преступлений, в оценку деятельности прокуроров входит такой критерий. И улучшать этот показатель можно как раз за счет отмены отказов в возбуждении дела, так как отказ считается одним из способ сокрытия преступлений.

«Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства. В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье», — рассказывает юрист.

Коррупция — не к нам

Что касается коррупции в правоохранительных органах, то ее выявлением прокурорские не занимаются, это просто невозможно ввиду отсутствия в структуре оперативных подразделений.

«Этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности. Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку. Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать, что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается», — поясняет бывший подчиненный Юрия Чайки.

Презумпция статистики и пример ФСБ

«Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно — все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава преступления, то все равно не надо прекращать дело. Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел. И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор. Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи», — рассказывает экс-прокурор.

Следователя, который прекратил дело за отсутствием состава преступления, накажут и задавят проверками, мол, почему человека преследовал, почему вообще возбудил уголовное дело? По словам бывшего сотрудника, для органов и руководства принципиально найти виноватого — у МВД и СКР это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора.

«Хотя вообще в идеале дела и возбуждаются, чтобы установить все обстоятельства и прийти к обоснованному решению, прекращать их или нет. Уголовно-процессуальный кодекс вообще написан шикарно, но закончить все дела в соответствии с ним невозможно. Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю. Вот протокол допроса должен быть: вопрос-ответ, вопрос-ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо. В этом плане, наверное, ФСБ лучше всех работает, у них четко: вопрос-ответ и вопросы продуманные. За ФСБ редко надзирать приходится, как правило, этим занимается прокуратура субъекта, там у них есть отделы по надзору за спецслужбой с соответствующим доступом к секретности», — отмечает бывший прокурор.

Карьера прокурора

«Карьерный рост — вообще провокационный вопрос, даже для анонимного разговора. Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел. В остальном это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Про взятки тоже надо спрашивать минимум у прокуроров района. Я свечку не держал, наверное, какие-то вопросы решаются, но это на уровне предположений. Хотя из моих коллег я единственный на работу пешком ходил», — цитирует «Медиазона» своего собеседника.

Следственный беспредел

В прокуратуре почти всегда все законно — проверки, постановления, представления, утверждение обвинительного заключения. Но при этом экс-прокурор признается, что видит лишь бумаги от полиции и следствия, а с чем люди сталкиваются на самом деле, из-за бумаг не видно.

«Иногда кажется, что в полиции уровень профессионализма выше, чем у СК, эти вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться. Как адвокат уже могу сказать, что у Следственного комитета все совсем безобразно. Ведь если человека осудили и все грамотно сделали, даже если он вину не признает, в душе-то он понимает — все доказали и деваться некуда. А если по беспределу посадили, человек не понимает, за что. Комитет вообще сильно изменился после выделения из прокуратуры», — подытожил бывший прокурор, а ныне адвокат.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector