Doberman-sv.ru

Дом и Быт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дтп событие возникшее в процессе движения

Пункт 1.2 ПДД: ДТП или нет? Разбор различных ситуаций по определению дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортное происшествие в 2021 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Нормативное регулирование

Понятие ДТП закреплено сразу в нескольких нормативно правовых актах. Из-за этого могут возникнуть некоторые сложности с его толкованием. Однако во всех случаях ДТП может быть расшифровано как дорожно-транспортное происшествие. В большинстве нормативных правовых актах содержится именно раскрытое понятие, которое подвергается дальнейшему толкованию.

Основным и самым главным НПА является ПДД. В пункте 1.2 содержится большой перечень терминов, среди которых есть ДТП. В данном случае представлено следующее определение – событие, которое возникло при движении ТС по дороге и с его участием,если в результате был причинен вред здоровью людей, либо имуществу. Также может наступить любой иной материальный ущерб.

ВАЖНО . Исходя из данного определения видно, что ключевая особенность любого ДТП заключается в наступлении неких неблагоприятных последствий. Их наличие обязательно и без этого ДТП быть не может. Непосредственно в ПДД не устанавливаются размеры причиненного вреда, однако это имеет огромное значение.

Данный термин получил закрепление и в других НПА. Например, в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Определение в данном законе аналогично данному в правилах дорожного движения.

Федеральное дорожное агентство многократно давало рекомендации, в которых термин ДТП раскрывался. Действующая на сегодняшний день рекомендация содержит определение аналогичное данному в ПДД.

Кроме этого, в многочисленных подзаконных актах давались уточнения и дополнительные раскрытия данного термина. Благодаря этому получилось раскрыть термин ДТП со всех сторон, рассмотреть все связанные с ним нюансы. Однако даже при таком подходе избежать пробелов и сложностей в толковании, а также применении на практике не удалось. Нередко возникают споры между водителями, сотрудниками ГИБДД и даже судами. Из вышеперечисленного наибольшей юридической силой будет обладать судебное решение, поэтому ориентироваться необходимо именно на него.

Какие бывают предпосылки для ДТП

ДТП – это происшествие на автомагистрали, происходящее из-за нарушений ПДД. Также оно может случиться из-за неблагополучных условий на дороге, низкокачественного покрытия или физических недомоганий водителей. Как правило, приводит к печальным последствиям тот вариант, когда человек выбирает не корректную тактику езды. «Провокаторы» ДТП:

  • Нарушение ПДД. Одна из самых распространенных предпосылок аварий на трассах. Это может быть неправильно выбранная дистанция, внезапное изменение траектории движения, выезд на встречную полосу, несоблюдение правил проезда перекрестков.
  • Неисправность ТС. Повреждения шин, сбой в системе рулевого управления, поломка внешних осветительных приборов, герметичности вывода отработавших газов. Если это происходит в период движения по дороге, то водитель теряет контроль над авто.
  • Неблагоприятные внешние условия. Нередко провоцируют аварии плохие дороги, наличие ям, вмятин, выбоин, неисправность светофоров, открытые канализационные колодцы и люки.
  • Вождение в алкогольном опьянении. Правилами ПДД запрещено садится за руль, после употребления спиртного. Потеря способности адекватно оценивать ситуацию на дороге наступает даже после одной-двух рюмок водки или вина. Человек не замечает разметку, выезжает на встречные полосы или наезжает на пешеходов.
  • Физическое состояние. К аварии часто приводят ослепляющие огни встречных авто, после которых способность видеть трассу у водителя снижается.

Определение в ПДД, что такое ДТП, задокументировано на государственном уровне. Это событие, при котором пострадали, ранены или погибли люди, повреждены сооружения или груз. Ответственность при этом может лежать на любом участнике движения. Фиксирует его обычно патруль ДПС. При составлении протокола опрашиваются очевидцы, определяются все обстоятельства инцидента.

Если в аварии нет погибших, то сотрудников ДПС можно не вызывать и по обоюдному согласию составить европротокол. Размер компенсации не более 100 тыс. рублей. Если виновник скрылся с места преступления, то возмещение выплачено не будет. Не обойтись без вызова ГИБДД, если имеются пострадавшие или требуется проведение экспертизы.

Создание ситуации, повлекшей аварию

В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:

  • На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.

Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.

  • Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.

Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.

  • Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.
Читать еще:  Договор о материальной ответственности казначея снт образец

Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.

  • Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.

Будут ли изменения в законе

В 2016 году МВД предложило ввести в КоАП новую статью об опасном вождении и брать с водителей штраф 5000 р. за это нарушение. В начале 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Всего их должно быть три, затем изменения подпишет президент, они вступят в силу после опубликования. Когда это произойдет, неизвестно. Но очевидно, что первый шаг к ужесточению законодательства в отношении провоцирующих аварийную ситуацию автомобилистов сделан.

Кроме того, появилась практика решения подобных дел в Верховном суде. Уже сейчас тому, кто организовал аварию, но сам избежал столкновения, не удастся избежать наказания. И то, что контакта его ТС с другими не было, значения не имеет. Ведь в соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения»:

О том, что для этого обязателен контакт ТС участников, в законе нет ни слова. И в случае установления причинно-следственной связи между действиями провокатора аварии и ее возникновением этого водителя признают виновным в событии. Ему придется платить штраф за нарушение ПДД, его страховой – возмещать ущерб другим участникам. А если в результате действий автомобилиста есть травмированные или погибшие, еще и нести уголовную ответственность, выплачивать моральный ущерб.

Немалая часть ДТП происходит по вине лихачей, которые вроде бы не имеют отношения к делу, раз их автомобиль не пострадал. Но им все реже удается избежать ответственности. Даже если инспектор ГИБДД не видит роли провокатора в создании аварийной ситуации, ошибку исправляет суд. Для этого понадобятся показания свидетелей, информация с видеорегистратора, возможно, экспертиза и настойчивость потерпевших.

Что грозит за оставление места ДТП

Что значит покинуть место ДТП

Оставление места ДТП занимает третье место по статистике Судебного департамента при Верховном суде. Хотя это нарушение составляет всего 7 % от общего числа нарушений ПДД, но фактически за него лишают прав или арестовывают около 90 000 человек, что, например, равно населению города Ессентуки. Это говорит о том, что участники ДТП не знают своих обязанностей после аварии или намеренно скрываются, чтобы избежать ответственности.

Кроме того, статистика Госавтоинспекции указывает, что в 2019 году произошло 147 198 ДТП, из них место ДТП покинуло 14 227 человека. При этом лидерами по таким нарушениям стали Московская область (333 водителя, скрывшихся с места аварии), Ленинградская область (254 уехавших с места ДТП), Воронежская область (239 нарушителей), Красноярский край (195 участников ДТП).

Наказание за оставление места аварии наступит только при ДТП, когда:

столкнулось 2 или более автомобилей;

машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.

Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка и др. Не имеет значения, произошло ли механическое столкновение между машинами, самое главное — водитель умышленно уехал с места аварии.

Чтобы узнать об оформлении ДТП, необходимо обратиться в ГИБДД. Однако, такое обращение увеличит шансы привлечения к ответственности за оставление места ДТП, поэтому целесообразно занять выжидательную позицию,и в случае попыток такого привлечения отрицать свою осведомленность об осведомленности о ДТП на момент, когда оно произошло*.

Оставить место ДТП — значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии, или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, конфликта с другим участником аварии, служебной командировки.

После аварии водитель может перемещать автомобиль: главное, чтобы он и его машина были в поле зрения других участников и свидетелей, и каждый из них принимал участие в оформлении ДТП.

Если участниками ДТП являются велосипедисты, пешеходы или пассажиры, то они получат штраф по ст. 12.29 или ст. 12.30 КоАП за оставление места ДТП.

Считается, что водитель скрылся:

уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения европротокола с другим участником аварии;

не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.

К ответственности за оставление ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.

Обращение водителя в ГИБДД может привести к привлечению его к ответственности по ч. 2 ст.12.27 КоАП за оставление места ДТП. В описанной ситуации документы о ДТП не могли быть оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, в связи с чем потерпевшему следовало покидать место ДТП только после сообщения в полицию и получения указаний о месте оформления ДТП*.

Какое наказание получит водитель

Покинувший место ДТП получит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Суды, как правило, назначают лишение, арест — только в исключительных случаях, если:

водитель не имел водительские права или был их лишен;

после ДТП водитель был в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования;

Читать еще:  Как продать садовый участок документы

совершил иное правонарушение, за которым следует лишение прав.

Кроме того, административный арест не применяется к:

беременным женщинам или имеющим детей до 14 лет;

лицам, не достигшим 16 лет;

инвалидам I и II групп;

военнослужащим и государственным служащим.

Во всех остальных случаях покинувший ДТП будет лишен прав, но срок лишения зависит от следующих обстоятельств:

является ли водитель, оставивший место ДТП, виновником или потерпевшим в аварии;

оставлено ли место серьезного ДТП, в котором пострадали люди или причинен значительный ущерб автомобилям, после чего осталось заблокированным движение на участке дороги или были затрачены усилия для розыска виновного водителя;

у покинувшего место ДТП нет смягчающих обстоятельств, по которым можно назначить минимальное наказание или применить арест. Например, участник ДТП не является водителем, для которого транспортное средство — это единственный способ, чтобы прокормить семью.

Если в объяснении указано, что вы обладали информацией о ДТП в момент его совершения, то оснований избежать ответственности за оставление места ДТП не имеется. При этом сотрудник ГИБДД не отправит дело об административном правонарушении в суд, если придет к выводу о необходимости его прекращения, например, из-за отсутствия состава правонарушения. Если таких оснований нет, то дело подлежит обязательному направлению в суд в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП*.

Когда грозит уголовная ответственность

Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, был причинен тяжкий вред пострадавшим или смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК:

за причинение тяжкого вреда здоровью человека — к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;

за смерть человека — к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;

за смерть 2 и более лиц — к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.

Кроме того, водитель дополнительно будет лишен прав управления автомобилем на 3 года.

Когда можно уехать с места ДТП

Водитель не будет наказан за оставление места ДТП по уважительным причинам, например:

при крайней необходимости — для доставления пострадавшего в лечебное учреждение и добровольного возвращения на место аварии до того, как сотрудники ГИБДД оформили ДТП;

при предоставлении другим участникам ДТП правдивых сведений о себе (телефона, домашнего адреса, данные водительского удостоверения, полиса ОСАГО или паспорта);

при заявлении о случившемся ДТП в органы ГИБДД до того, как за участником аварии был объявлен розыск.

Умысел на оставление места ДТП имеет решающее значение при привлечении участника аварии к ответственности. Иногда водитель не замечает того, что попал в ДТП, например, неаккуратно выехал с места стоянки и задел припаркованный автомобиль.

С одной стороны, он не остановился, не осмотрел повреждения и место ДТП, не связался с другим участником аварии и не вызвал ГИБДД, то есть формально оставил место ДТП. Но с другой стороны, водитель сделал это неумышленно, потому оснований для привлечения его к ответственности за оставление места ДТП не будет.

Например, постановлением от 03 сентября 2015 года № 41-АД15-6 Верховный суд прекратил дело в отношении водителя за оставление места ДТП из-за отсутствия состава правонарушения. Суд учел, что водитель оставил машину на месте аварии и контактные данные другому участнику ДТП для связи, покинул место ДТП в состоянии крайней необходимости — для посещения врача, а после вернулся на место аварии, но сотрудников ГИБДД и второго участника уже не было.

Если в результате соприкосновения с пешеходом не произошло его ранения или причинения ему материального ущерба, то описанный случай не является оставлением места ДТП, потому что в соответствии с ПДД под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В то же время, во избежание возможных ложных обвинений со стороны пешехода целесообразно попросить его подтвердить в письменном виде, что он не получил какого-либо вреда в результате описанных событий, либо зафиксировать его слова с помощью видео- или аудиозаписи*.

Как избежать наказания за оставление места ДТП

Чтобы не остаться без прав после ДТП, следуйте следующим рекомендациям:

если точно знаете, что виноваты в ДТП, договоритесь с потерпевшим о добровольном возмещении ему вреда или заполните с ним европротокол (при причинении вреда только автомобилям);

при отсутствии разногласий с другим участником ДТП составьте расписку, в которой укажите данные о себе и обстоятельства произошедшей аварии, а также сведения о том, что претензии между участниками ДТП отсутствуют, ущерб незначителен, а в вызове сотрудников ГИБДД нет необходимости;

при рассмотрении дела в суде проверьте, не истек ли трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

сошлитесь на малозначительность и исключительные обстоятельства, которые стали причиной для оставления места ДТП, например, если вы везли ребенка в больницу, были плохие погодные условия и др.

*Автор ответов ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.

Развитие событий в судах:

ГИБДД оформляет протокол, вменяя автолюбительнице неисполнение обязанностей при ДТП (то есть покидание места аварии), мировой судья признает виновной и лишает водительских прав на 1 год. Аналогично поступает городской суд, подтверждая решение нижестоящей инстанции.

Тем не менее председатель суда Ненецкого автономного округа не согласился с доводами как сотрудников Госавтоинспекции, так и судебных инстанций. А доводы, с которыми согласились суды, были такие:

повреждения на автомобилях участников сотрудники ГИБДД все же увидели. В том числе «нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

Хотя при столь незначительных контактах и небольших повреждениях (небольшая затертость без следов краски другого автомобиля, небольшой скол или царапина) не всегда может быть доказательством причинения материального вреда ввиду дорожного происшествия. Но об этом мы упомянем чуть позже.

Доброго времени суток форумчане!
Извиняюсь, если продублировал разжеванную тему, по поиску не нашел.
Суть вопроса: согласно ПДД РФ пункт 1.2
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Далее:
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Читать еще:  Финансово экономическое обоснование законопроекта

Согласно определению в понятие ДТП не включены события происходящие вне дороги? Прокоментируйте по существу пожалуйста, желательно со ссылками на законодательные акты.

Доброго времени суток форумчане!
Извиняюсь, если продублировал разжеванную тему, по поиску не нашел.
Суть вопроса: согласно ПДД РФ пункт 1.2
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Далее:
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно определению в понятие ДТП не включены события происходящие вне дороги? Прокоментируйте по существу пожалуйста, желательно со ссылками на законодательные акты.

Законодательных актов у нас нет (даже ПДД — не закон). Но есть вот что:

Постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2 г. Москва
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»»

При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории.
==============

Нет ущерба

Однако не всякое столкновение автомобиля с другим объектом можно считать ДТП. Это может быть простая авария, которую оформлять документально в некоторых случаях не нужно.

В Правилах дорожного движения нет термина «авария». Однако в других законах он есть. К примеру, Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ содержат следующее определение: «Авария — это происшествие без человеческих жертв».

Если водитель не справился с управлением и вылетел с трассы, протаранил сугроб и оказался в поле или в придорожной канаве, то он не причинил никому ущерба, кроме как себе лично. Поэтому такую аварию можно не оформлять и вызывать эвакуатор.

Внимание на дорогу. Причины ДТП — смартфоны в руках водителей и пешеходов Если машина разбилась о каменную скалу или съехала в воду с оврага по вине самого водителя и не причинила никому ущерба, то такое происшествие тоже не считается ДТП, хотя и является полноценной аварией. Оформляться в этих случаях может лишь страховка КАСКО.

Кроме того, ДТП не считается ситуация, когда автомобиль был поврежден на паркинге какими-то неустановленными лицами. В этих случаях вступают в силу иные статьи закона, не относящиеся к автомобильным статьям КоАП РФ.

Можно убрать с дороги автомобиль, если из-за ДТП образовалась пробка?

Автомобиль можно переместить с проезжей части к ее краю на незначительное расстояние, если в результате ДТП созданы помехи для дорожного движения либо движение автомобилей стало невозможным. Но прежде с помощью фото- или видеосъемки необходимо зафиксировать расположение автомобилей на месте ДТП и предложить сделать это второму участнику происшествия.

Не рекомендуется передвигать автомобили, несмотря на помехи движению, если между водителями возник спор о том, кто виноват в аварии. Картина произошедшего позволит сотрудникам ГИБДД установить истинного виновника ДТП.

Если повреждено другое городское имущество?

Водителя ждут аналогичные последствия, но все зависит от того, что конкретно повреждено. Условно объекты, которые может повредить водитель, можно разделить на технические средства организации ДД и объекты городской инфраструктуры. Помимо знаков, техсредствами также следует считать:

  • сбитые в ДТП светофоры;
  • светофорные колонны;
  • выносные пульты управления;
  • дорожные контролеры;
  • шкафы связи;
  • щиты индивидуального проектирования и иные объекты, при помощи которых организовано ДД.

Их повреждение создает угрозу для безопасности движения, а потому на водителя также может быть наложен штраф по ст. 12.33 КоАП.

Объектами городской инфраструктуры можно считать:

  • фонари;
  • шумозащитные экраны;
  • столбы ЛЭП;
  • рекламные столбы;
  • заборы, ограждения;
  • деревья и так далее.

Они не участвуют в организации дорожного движения, а потому штраф за столкновение с ними не предусмотрен. Но это не значит, что события ДТП в данном случае не было – материальный ущерб причинен, а потому нужно вызывать полицейских. Если все вышеописанные условия выполнены, ущерб возместит страховая. Ну а автомобиль уже придется ремонтировать самому при отсутствии страховки Каско.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector